В одной из книг архимандрита Лазаря (Абашидзе), грузинского духовного писателя и публициста, ныне уже покойного, были такие слова: чем больше враг гнет тебя к земле, тем больше ты должен стремиться к Небу. Казалось бы, как это возможно - еще больше стремиться ввысь, когда тебя гнут к земле? Но и у преподобного Иоанна Лествичника есть другие,
(
Read more... )
Во-первых, Вы не знакомы с "Никомаховой этикой" Аристотеля, где тема мужества разобрана исчерпывающе. От Аристотеля идёт христианское понимание добродетели, как срединного пути: "Добродетели суть средина: так мужество находится посреди страха и наглости; смиренномудрие посреди гордости и человекоугодия; также и благоговение посреди стыда и бесстыдства, подобно сему и прочие добродетели" (Дорофей Газский). Кстати, неплох рассказ Льва Толстого "Набег" - и в нём тоже представлено аристотелевское понимание мужества. Да, мы должны идти навстречу своему страху, о чём писал Иоанн Лествичник, но мы не вправе искушать Господа. Считаю, что Ваш пример с ребёнком, который прыгнул в бассейн, очень неправилен.
Во-вторых, в Вашем рассуждении нет ни слова о мужестве, как следствии смирения.
Вопрос Варсонофию Великому: "Что мне делать, отец мой, я чувствую боязнь по ночам?" Ответ святого: "Граждане до тех пор боятся нашествия неприятелей, пока не имеют помощи от царя. Когда же получат известие, что в город их выступил вождь или военачальник, то не беспокоятся более, зная, что начальники пекутся о них. Если же и услышат о приближении неприятелей, то, имея защитника, уже не страшатся. Так и мы, если веруем в Бога, то не боимся демонов; ибо Бог посылает нам помощь Свою".
Иначе: не будет страшиться ночи тот, кто скажет себе: "Как Господу угодно, так пусть и будет".
Можно вспомнить апофтегму о Макарии Великом: "Шел однажды тот же авва Макарий из скита в Теренуф и на пути зашел ночевать в капище. В капище находились древние языческие трупы. Старец взял один из них и положил его себе под голову вместо подушки. Демоны, видя такую смелость его, позавидовали и, желая устрашить его, кликали будто женщину, называя ее по имени: такая-то, иди с нами в баню! А демон из-под Макария, как будто мертвец, отвечал им: на мне лежит странник, я не могу идти. Но старец не устрашился, а смело ударил труп и сказал: встань, если можешь, ступай во тьму! Демоны, услышав сие, громко закричали: победил ты нас! - и со стыдом убежали" ("Древний патерик").
В-третьих, мужество христианина должно быть основано на надежде на Господа, а разумная надежда возможна лишь у того, кто стремится к праведной жизни. Феофан Затворник в своих работах часто цитировал этот стих: "Бегает нечестивый ни единому же гонящу, праведный же яко лев уповая" ("Притчи").
Reply
Leave a comment