Leave a comment

pior_zatvornik June 5 2019, 21:00:43 UTC
Что-то Вы, отче, странное написали. Иоанн Синайский "Лествица":

"Все, хотящие познать волю Господню, должны прежде умертвить в себе волю собственную; и помолившись Богу, с верою и нелукавою простотою вопрошать отцов и братий, в смирении сердца и без всякого сомнения в помысле, и принимать советы их, как из уст Божиих, хотя бы оные и противны были собственному их разуму, и хотя бы вопрошаемые были не весьма духовны. Ибо не неправеден Бог, и не попустит, чтобы прельстить те души, которые с верою и незлобием смиренно покорили себя совету и суду ближнего; потому, хотя бы вопрошаемые и не имели духовного разума, но есть глаголющий чрез них Невещественный и Невидимый. Многого смиренномудрия исполнены те, которые руководствуются сим правилом несомненно; ибо если некто во псалтири отверзал гадание свое (т. е. таинственный смысл притчей): то сколько, думаете, провещание словесного ума и разумной души превосходнее провещания бездушных звуков.

Многие, по самоугодию не достигнув описанного нами легкого и совершенного блага, но покусившиеся сами собою и в себе самих постигнуть благоугодное Господу, сообщили нам весьма многие и различные мнения о сем предмете.

Некоторые из испытующих волю Божию отрешали помысл свой от всякого пристрастия к тому или другому совету души своей, т. е. и к побуждающему на дело, и ко внушающему противное; и ум свой, обнаженный от собственной воли, с горячею молитвою в продолжении предназначенных дней представляли Господу; и достигали познания воли Его или тем, что бестелесный Ум таинственно провещевал нечто их уму, или тем, что одно из оных помышлений совершенно исчезало в душе.

Другие по скорби и затруднениям, которые следовали за их начинанием, заключали, что дело их согласно с Божественною волею, по слову Апостола: «восхотихом приити к вам... и единою, и дважды, но возбрани нам сатана» (1Сол.2:18).

Иные напротив по неожиданному благопоспешению, которое они получали в своем деле, познавали, что оно благоприятно Богу, поминая слово оное, что всякому произволяющему делать благое споспешествует Бог.

Кто просвещением свыше стяжал в себе Бога, тот уверяется в воле Божией, как в делах скорости требующих, так и в делах неспешных, вторым образом, только без определенного срока времени".

Reply

spbreader June 5 2019, 21:27:30 UTC
вопросом то задаваться хорошо, но как услышать истинный, от Бога, ответ? очень зыбко все, а уж для современного человека... не думаю что отец игумен ответит, он здесь крайне редко отвечает. собственные страсти плюс громадный внешний информационный поток это очень большое препятствие.

Reply

pior_zatvornik June 5 2019, 21:43:55 UTC
Не всегда и нужен ответ. Божья воля в заповедях, "люби и делай, что хочешь".

Reply

spbreader June 5 2019, 21:52:31 UTC
для желающего исполнить -- нужен ответ. я исхожу из того, что в каждый момент времени для каждого человека есть "вектор воли Божией". если твои поступки совпадают с ним это благо. но это и самое трудное, понять в чем этот вектор состоит "здесь и сейчас", в каждый момент для тебя лично.

Reply

pior_zatvornik June 5 2019, 22:11:38 UTC
"Извещение о том, что прошение наше услышано Богом, получаем мы во время молитвы. Извещение есть устранение сомнения; извещение есть достоверное объявление неизвестного" (Иоанн Синайский "Лествица"). Но как отличить от ложного, этого не знаю.

Попытался дать ссылку на статью об извещении, но комментарий был помечен как подозрительный. Там хорошие цитаты. Приведу пару:

"- Геронда, а как понять, что наши действия благоугодны Богу?

- У человека есть внутреннее извещение.

- Собственного внутреннего извещения достаточно или необходимы также свидетельства других?

- Я веду речь о человеке, совесть которого не испорчена, а не о том, кто свою совесть исказил. Неиспорченная совесть дает неложное извещение. В этом случае человек чувствует уверенность, надежду и со смирением говорит: "Я не гожусь для Рая, я заслужил вечную муку, однако верую в то, что любовь и милость Божия меня не оставят". Он чувствует это, потому что подвизается, он не сидит сложа руки, успокаивая при этом свой помысл словами: "Бог меня спасет"".

"- Геронда, когда я сталкиваюсь с каким-то затруднением и молюсь о том, чтобы оно разрешилось, как мне понять, в чем состоит воля Божия?

- Воля Божия подобным образом не отыскивается. Лучше тебе спрашивать о своем затруднении других. Не проси извещения от Бога, если ты можешь посоветоваться с человеком. Ведь иначе ты можешь впасть в прелесть. Один человек, приходя в храм, становился перед иконостасом и начинал говорить: "Владычица моя, так я возьму деньги из ящика для пожертвований?" - "Бери", - отвечал ему его помысл. "Хорошо, тогда я их возьму", - отвечал он своему помыслу и брал деньги. Когда это случилось несколько раз, один из членов приходского совета заметил, что из ящика для пожертвований исчезают деньги. "Что же такое творится? - удивился он. - Неужели кто-то ворует деньги?" Он решил узнать, кто этим занимается. И что же он увидел? Вскоре пришел этот человек и все повторилось: "Владычица моя, так я возьму деньги из ящика?.. Хорошо, тогда я их возьму". Так член приходского совета застал его на месте преступления.

Всегда, когда рядом есть духовный человек, у него нужно спрашивать совета. А вот если человека, у которого можно спросить, нет - к примеру, ты находишься где-то в пустыне, - однако в тебе живет жажда послушания, тогда Благий Бог Сам становится твоим Старцем. Он просвещает и извещает тебя. Положим, ты не можешь найти человека, который способен разъяснить тебе какое-то место из Священного Писания. Но в этом случае тебя просвещает Бог, и ты понимаешь это место”.

Reply

spbreader June 5 2019, 22:35:39 UTC
вот честно, странноватые цитаты. случай с кружкой это просто воровство, что здесь непонятного? ну а остальное, обусловлено -- "спрашивать у духовного человека" (а если неверно понимаешь степень его духовности и вверяешься дураку?) или "надо иметь неиспорченную совесть", ну надо, кто же спорит... и потом, вопросов, когда надо избрать то или это немало, неужто со всеми ими -- к "духовному" ближнему? эт кто такое выдержит, ну реально, а не в сказке?

Reply

pior_zatvornik June 6 2019, 06:35:50 UTC
Тоже верно. Но я не могу об этом говорить - как оно на практике. Могу кое-как рассуждать только о том, что в книгах пишут. Из той же статьи:

"О том, как можно поступать в тех случаях, когда нет советника, а у христианина есть настоятельная нужда понять волю Божию на те или иные действия, говорили преп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк:

Вопрос 362. Владыко мой! Сколько раз надобно помолиться, чтобы помысл получил извещение [удостоверение] о сем.

Ответ Иоанна. Когда не можешь вопросить оного старца, то надобно трижды помолиться о всяком деле и после сего смотреть, куда преклоняется сердце, хотя на волос, - так и поступить; ибо извещение бывает заметно и всячески понятно сердцу.

Вопрос 363, того же. Как должно молиться в сии три раза: в разное ли время или тотчас же? Ибо случается так, что нельзя и отсрочить того дела.

Ответ Иоанна. Если имеешь свободное время, помолись три раза в течение трех дней; если же случится крайняя надобность, когда бывает трудно, как во время предания Спасителя, то прими в образец, что Он отходил трижды для молитвы и, молясь трижды, произносил одни и те же слова (см. Мф. 26, 44), хотя Он, по-видимому, и не был услышан, потому что непременно надлежало совершиться оному смотрению [Спасению рода человеческого]; но Своим примером Он научает и нас не опечаливаться, когда молимся и не бываем услышаны в то же время, ибо Он более нас знает, что нам полезно. Но во всяком случае не оставим благодарения.

Вопрос 364, того же. Если и после молитвы не скоро получаю извещение, то что мне должно делать? И когда сие произойдет по моей собственной вине, но утаится от меня, из чего я могу разуметь это?

Ответ. Если после третьей молитвы не получишь извещения, то знай, что ты сам виновен в том; и если не познаешь своего согрешения, укори себя, и Бог помилует тебя".

Софроний Сахаров жаловался, что извещение бывает не всегда. Что же тогда говорить о людях пожиже...

Reply

spbreader June 6 2019, 11:23:19 UTC
эти цитаты мне нравятся гораздо больше. помолись трижды, в три дня. хотя и здесь некая видится нескладность. когда Спаситель не получил ответа на троекратную молитву, это "потому что непременно надлежало совершиться оному смотрению", а если ты не получишь ответа, то это потому что ты грешен, без вариантов. но это ладно. по личному опыту, небольшому, а все таки приходилось мне советоваться, скажу так: советчик прежде всего должен быть старше, просто по возрасту. это важно. советчик должен быть социально состоявшимся (дети/внуки/стабильная семья). это тоже важно. кроме того, я убежден что Бог многое проявляет в конкретных обстоятельствах жизни. внимание к ним и максимально возможное осмысление -- важно. ну и молитва, как основа для всего этого. как то так.

Reply

pior_zatvornik June 6 2019, 11:32:05 UTC
С праздником!

В той же статье, на которую ссылка не пролазит, есть интересное наблюдение преп. Серафима Саровского: "Я грешный Серафим так и думаю, что я грешный раб Божий: что мне поведает Господь, то я и передаю требующему полезного… Первое помышление, являющееся в душе моей я считаю указанием Божиим и говорю не зная, что у моего собеседника на душе, а только веруя, что так мне указывает воля Божия для его пользы. А бывают случаи, когда мне выскажут какое-либо обстоятельство, и я, не поверив его воле Божией, подчиню своему разуму, думая, что это возможно, не прибегая к Богу, решить своим умом: в таких случаях всегда делаются ошибки".

Reply

spbreader June 6 2019, 11:47:02 UTC
спасибо, Андрей. и тебя тоже с праздником. последняя цитата мне знакома.

Reply


Leave a comment

Up