моя статья для миссионерского выпуска хабаровской газеты "Образ и Подобие"

Oct 10, 2013 19:49

Миссионерский стан: в тундре и спальном районе

Ориентация на месте
Учитывая то, что, как правило, места компактного проживания коренных народов севера находятся на достаточном удалении от областных и краевых центров, добраться до них бывает крайне сложно, а количество жителей редко превышает несколько сот человек, -- постоянное присутствие священнослужителей в одном населенном пункте может быть затруднено. В таких случаях целесообразно вспомнить о традиции устроения миссионерских станов, получившей развитие в первой половине XIX века, в России.
В немалой степени развитием традиции миссионерских станов можно назвать монашескую колонизацию сначала Русского Севера, а позже, в XVIII веке, Сибири и Дальнего Востока. Монастырь всегда становился центром евангельской проповеди окрестным народам, своеобразным «координатором» миссионерской деятельности среди языческого населе¬ния. Наибольшее влияние на каноническое обоснование и формирование струк¬туры миссионерских станов в православной традиции имеет опыт ал¬тайской миссии, подробно описанный преп. Макарием Глухаревым, и тру¬ды свт. Иннокентия митр. Московского, владыки Нестора (Анисимова), епископа Дионисия (Хитрова).
Исторически, традиция устроения миссионерских станов восходит к хри¬стианским общинам, учрежденным апостолами во время их путешествий и описанным в книге Деяний. Так, например, Павел в течение двух лет пре¬подает основы веры жителям Эфеса в училище Тиранна так, что его за это время смогли услышать все окрест живущие греки и евреи. Здесь же его благовестие побудило множество людей отказаться от чародейства.
Он поставляет там местных пресвитеров и удаляется, но не порывает связи с этой общиной. Павел окормляет эту церковь в письмах, посылает туда своего сотрудника Тихика. Эфесская церковь имеет связь с Иерусалимом и руководит жизнью христианских общин в округе.
Мы можем уже на этом, апостольском примере определить основные принципы устроения миссионерских станов. Это, во-первых, - территориальность. Т. е. проповедь Евангелия охватывает конкретную территорию «миссио¬нерской ответственности». Как правило, в пределах одного-двух административных районов. Большую роль здесь играет расположение головного стана на транспортном узле: на реке, по которой можно добраться до остальных поселков; в райцентре, где базируется местная авиация; в месте, где сходятся несколько «зимников» и т. п.
Далее, это связь с Церковью, - через посланничество миссионеров, через материальную помощь. Опыт миссионерских поездок в епархии Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые совершаются сотрудниками Синнодального миссионерского отдела с 1996 года, показывает, что краткосрочные визиты в отдаленные национальные поселки, поспешные крещения без оглашения и т. п. не могут служить достаточным свидетельством о Христе, которое достигается лишь «житием вместе». Люди соберутся в клуб, на беседу с миссионерами, с той же готовностью, с которой они придут и к пятидесятникам или баптистам, или просто к заезжим артистам. Но, после, все разойдутся по домам и вернутся к прежнему образу жизни.
Однажды, мой друг священник Сергий Клинцов побывал в тех местах (поселки в среднем течении Алдана), где мы проезжали когда-то с миссионерской экспедицией. Жители поселка его узнали и подошли с просьбой взять обратно крестильные крестики, так как за прошедшее время никакой «помощи» от них не было: «корова сдохла, сарай сгорел, а зарплаты не прибавилось». А, в свое время, мы крестили в клубе этого поселка несколько десятков человек, после получасовой огласительной беседы.
Анализируя подобные ошибки, следует сделать вывод о немаловажности именно долгосрочных поездок в отдаленные селения. В зависимости от транспорта, времени года и сезонной занятости жителей, минимальным временем продолжительности одной поездки можно считать месяц-полтора. За этот период можно близко сойтись с теми, кто проявляет интерес к вере, высказывает желание - принять крещение. Будет время и для неторопливых бесед за чашкой чая и для каких-то совместных хозяйственных трудов. Будет возможность подыскать хотя бы временное помещение для встреч, для совместной молитвы.
Итогом первой поездки может стать создание небольшой группы верующих, готовых собираться в день воскресный для совершения мирянской службы (конечно, сначала следует научить их совершению этой службы). Пусть это будет 3-4 человека взрослых и несколько детей и это будет то евангельское зерно, из которого, возможно, произрастет полноценная приходская община. Разумеется, необходима регулярная связь с центральным миссионерским станом. В нашей практике, мы всегда стараемся связываться по телефону с верующими в отдаленных поселках, передавать с рейсовыми вертолетами или с иным попутным транспортом книги, свечи, журналы.
Еще одна важная составляющая часть Кирилло-Мефодиевской миссионерской традиции - постав¬ление сотрудников из местных жителей. Другое дело, что, часто бывает сложно найти кандидатов, но эта проблема существует и в центральных районах страны.

Без языка?

Использование местного языка и культуры - признак уни¬версальности Евангелия и вселенского характера христианской проповеди. Следует максимально использовать переводы Священного Писания на местные языки в богослужении, для чего хорошо поручать носителям языка чтение Апостола и Евангелия. С осторожностью можно использовать и национальные орнаменты в украшении икон или помещения для молитвы. Осторожность связана с тем, что нередко в безобидных орнаментах содержится сакральный смысл: они могут символизировать злых или добрых духов и прочих существ языческого потустороннего мира.
Хорошо зарекомендовала себя печать икон с надписаниями на языке того народа, в среде которого ведется проповедь. Так как тираж таких икон небольшой, то, обычный цветной принтер и ламинатор, в комплекте с набором красивых фоторамок, без особого труда позволят изготовить 100-150 иконок для раздачи верующим.

Насаждать и поливать

Итак, главной задачей миссионера всегда было, подобно апостолам, принести евангель¬скую весть тем народам, которые не были просвещены светом Христовым. Приготовить к сознательному крещению тех, кто станет впоследствии ядром будущей общины. Оставить после себя зерно благовестия с тем, чтобы Бог возрастил здесь Церковь. Огромная роль отводится здесь мирян¬скому богослужению, самостоятельно совершаемому общиной в отсут-ствие священника, и способности членов общины свидетельствовать о сво¬ей вере окружающим. Как правило, в каждый следующий приезд, появляются ранее незнакомые люди, также, желающие узнать больше о вере и Церкви. Это следствие миссии местной общины.
Основное отличие миссионерского стана от обычного прихода в том, что приход окормляет территорию, где уже, по слову апостола, «было из¬вестно имя Христово». Основная забота прихода - способствовать возрас¬танию паствы в Боге. Забота же миссионерского стана - «насаждать и поли¬вать», в надежде, что вновь образованные локальные общины когда-то станут полноценными при¬ходами.

От Москвы до самых до окраин

Можно полемизировать с тезисом: в России (в том числе и на северных и дальневосточных её рубежах) уже прозвучала проповедь христианства и нам следует идти в совсем уж отдаленные места. Сторонники этого тезиса говорят о важности миссии в Таиланде, Вьетнаме, Индии и странах Африки. Однако и в самом центре России: на берегах Енисея, Оби, Лены - множество селений, где еще не звучало слово проповеди. Если население Чукотки всего 50 000 человек, разве это повод отказать этому региону в миссионерском внимании? Если, например, нанайцев всего 17 тыс., а юкагиров около 1 тыс, разве только поэтому для них не так уж и важно свидетельство о Христе? Хотя, формально, и на Чукотке и среди приамурских народов в XIX веке трудились проповедники.
Однако, к сожалению, мы видим, что и до сих пор - дело миссии в отдаленных епархиях Русской Православной Церкви, как правило, - дело самих этих епархий. Синодальный миссионерский отдел в настоящее время поддерживает около 13-ти миссионерских станов в Якутии, Бурятии, Туве, на Сахалине и т. п. Но сотрудниками этих станов являются или клирики Белгородской митрополии и студенты Белгородской семинарии, или же, отдельные, малочисленные энтузиасты, добровольно пожелавшие потрудиться какое-то время на благо проповеди.
Мы вынуждены признать, что в настоящий момент в нашей церкви нет традиции привлечения волонтеров для миссионерских экспедиций. Не разработан и канонически никак не обоснован механизм участия в долгосрочных командировках клириков разных епархий. Только начинает определяться финансовая сторона вопроса, а не секрет, что только дорожные затраты на одного человека, могут составить, в сумме, до 100 тыс. руб.
И, самое главное, у выпускников семинарий и академий нет дополнительной мотивации для участия в подобных поездках. К тому же, если выпускник академии и получает распределение на три года в дальнюю епархию, обычно, дальше Кафедрального собора он не уезжает, так как архиерей заинтересован в том, чтобы образованный священник трудился в епархиальных структурах.
Бывает, что в командировки посылают духовенство, нарушившее канонические правила, находящееся под угрозой запрета за пьянство и т. д. Чему такие пастыри могут научить? - вопрос риторический. Эти проблемы существуют, и замалчивать их нельзя.

Простые выводы

Понятие «миссионерский стан» на общецерковном уровне впервые прозву¬чало в 2007 году когда Священным Синодом была принята и рекомендова¬на к руководству «Концепция миссионерской деятельности..». В 2010 году, как мы знаем, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл одобрил и благословил развитие деятельности миссионерских станов на Крайнем Севере и Дальнем Востоке.
Однако, неверно было бы утверждать, что эта традиция, этот способ мис¬сионерства актуальны лишь для отдаленных земель с экстремальным кли¬матом. Миссия Церкви универсальна и основные её принципы применимы в любом контексте, в том числе и в центральных городах, индустриальных зонах и спальных кварталах мегаполисов.

Сельские районы, не имеющие храмов и приходских общин, также могут стать местом для устроения миссионерских станов. Не столь важно при этом, что большинство жителей центральных районов уже крещены в мла¬денчестве. Это крещение, как правило, формальная дань народной тради¬ции, а речь идет о научении взрослых людей доныне им неизвестным осно¬вам Православной веры, о сознательном участии в Таинствах Церкви.
На прошедшем в ноябре 2010 года Всецерковном съезде епархиальных миссионеров прозвучали слова о «второй христианизации» России, о необходимости «народной катехизации» и это задает всем нам определенный вектор при¬ложения усилий.

Собрать на большом индустриальном предприятии, где трудится не одна тысяча сотрудников, малую группу по изучению Евангелия, которая бы окормлялась приезжающим священником - вот первый шаг по устроению миссионерского стана. Проводить в дальнем городском районе, не имею¬щем храма, регулярные просветительские беседы о вере и Церкви, органи¬зовать в любом подходящем помещении молитвенный уголок, не дожида¬ясь, когда спонсоры выстроят красивый храм, и начать работу по созида¬нию общины -- для этого не нужно больших материальных затрат. Для это¬го не нужно ничего кроме желания и готовности потратить всё свое время на дело благовестия.

Таким образом, традиции свидетельства о Христе, основанные на опыте многих поколений православных подвижников, не могут остаться в про¬шлом. Они актуальны в той же мере, как актуально для нас само Еванге¬лие, как актуальна заповедь Христова: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

игумен Агафангел (Белых)
Координатор сектора
миссионерских станов
Синодального миссионерского отдела,
пос. Тикси, МС «Спасский

моя статья, методология миссии

Previous post Next post
Up