"Иностранка" наконец-то осчастливила нас переводом очередного романа Гранже - "Братство камня".
Для тех, кто не знаком еще с творчеством нашего замечательного французского современника, поясняю - Жан-Кристоф Гранже пишет книги 3-х видов:
1) приключения цивилизованных европейцев в Империях Зла ("Полет аистов")
2) жуть динамическая слегка параноидальная("Империя волков", "Багровые реки")
3) жуть запредельная сильно параноидальная ("Черная линия")
"Братство камня" - это творение первого вида, такое же, как и незабываемый
"Полет аистов", о котором прекрасно написала Наташа Холмогорова. Словом, когда Гранже хочется особой экзотики - а экзотики ему хочется всегда, он переносит действие не в банальные тропики, а в страны бывшего соцлагеря, о которых знает только понаслышке. И начинается сплошной стремительный домкрат. И если в "Полете аистов" нас услаждали описанием зверств коммунистического режима в Словакии и Болгарии, то теперь автор добрался и до России (уточню, что роман написан в 2000 году, действие происходит в 1999).
Вот, например, как великолепно Гранже срывает покровы с нашей истории (причем слова эти вложены автором в уста молодого русского ученого-физика с типичным русским именем Камиль Горохов):
"Русские остаются русскими. Духовность в них доминирует при любой, так сказать, погоде. Я говорю не только о религии, но и о языческих верованиях, предрассудках и темных страхах. Они всегда верили, что победили под Сталинградом благодаря духам древних шаманов, обитавших на берегах Волги. И точно также считали, что покорять космос им помогают небесные силы".
Ага, мы, русские, такие: помолились - и в космос.
А вот почему, оказывается, Сталина убрали из мавзолея:
"- На том же съезде выступала депутатка Дарья Лазуткина. Она на полном серьезе заявила, что ночью видела во сне Ленина и он признался, что страдает от соседства со Сталиным. Могу вас уверить, что в решении выкинуть Усатого из мавзолея ее слова сыграли не меньшую роль, чем доклад Хрущева. Таковы русские. Мысль о том, что давно умерший человек явился старушке во сне и говорил с ней, таким образом поучаствовав в работе съезда, никого не удивила".
Глубокое знание автором географии Москвы тоже потрясает. Героиня остановилась в гостинице "Украина", откуда тот же Камиль Горохов везет ее в покопаться в архивах Курчатовского института. Итак, отъехав от "Украины" "они несколько раз свернули и наконец выехали на восьмиполосное шоссе. По обе стороны дороги, вытянувшись в струнку, стояли дорогие кирпичные дома, здания со стеклянными фасадами и самые что ни на есть настоящие особняки.
Они миновали мост через реку и выехали на гудящую от машин площадь. Новоообретенная роскошь сменилась унынием спальных районов. Позади остались казино, стадион "Динамо" и отделанное мрамором здание вокзала: машина въехала на Тверскую". ...
Они выехали на кольцо. День был солнечный, и грязные машины в облаках выхлопных газов выглядели при ярком свете особенно уныло. ...
Они ехали по разбитому шоссе вдоль бескончных полей, изредка обгоняя женщин в ярких, как весенние цветы, платках. Неожиданно Камиль свернул на грунтовку, и Диана с изумлением увидела резные позолоченные ворота."
Я напротив этой самой "Украины" живу уже двадцать лет, поэтому долго пыталась вообразить маршрут героев, но так и не смогла.
Вот такая прелесть. Сюжет пересказывать не буду - это отдельная песня, достойная особого разговора. Но и вышеприведенного хватает для того, чтобы не пожалеть о потраченных на книжку деньгах :)
UPD:
Более полная коллекция цитат, собранная
definite. Рекомендую.