Сейчас, когда страсти немного поутихли, расскажем о встрече активистов с директором гимназии №1543, прошедшей еще в начале года. Тогда у жителей еще была надежда на то, что конструктивный диалог с градостроительным комплексом возможен, и они пытались найти пути спасения любимой поляны от застройки…
Во встрече участвовали жители района К. Коткин, Т. Котенко, Д. Мусатов.
Со стороны гимназии №1543 приняли участие ее директор Юрий Владимирович Завельский, его секретарь, а также человек, осуществлявший видеосъемку.
Часть 1 - Жители объясняют цель своего визита
КК: Юрий Владимирович, мы пришли к Вам, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию и попытаться найти выход из нее, который устроил бы всех - и гимназию, и местных жителей. Поляна для многих жителей является очень важной частью их среды обитания, и некоторое время назад местные жители одобрили план реконструкции этого участка
Примечание: имеется в виду проект, разработанный Общественным объединением жителей Тропарева “Обитаемый Остров”. Этот проект был высоко оценен архитекторами на IV Архитектурной биеннале, прошедшей в ЦДХ в Москве 21-15 мая 2014 года, и одобрен муниципальными депутатами.
Но вдруг мы выяснили, что строится пристройка. Гимназия категорически стоит ЗА пристройку именно на этом месте и не рассматривает обсуждение, сотрудничество с местными жителями.
Никто из нас в этом движении ни в коем случае не против гимназии… Попытка застроить поляну мало отличается от разрушения исторического здания в центре Москвы, поскольку наш район является памятником архитектуры (Государственная Премия 80-го года) на удивление сумевшим сохранить свой облик (здесь построен только один новый дом - 125-ый, корпус 1).
Мы хотели бы узнать у Вас, есть ли какие-то возможности наладить диалог с гимназией, есть ли какие-то возможности повлиять на решение о пристройке и найти альтернативы. Они есть - мы точно об этом знаем. У нас есть мнение экспертов международного класса по выходу из этой ситуации.
Часть 2 - Ответ Ю.В. Завельского о том, как гимназия инициировала возведение пристройки
Ю.В. Завельский: Мысль о пристройке к нашей гимназии дополнительного корпуса возникла не сейчас. В 1989-ом году, 26 лет тому назад, впервые я поставил вопрос об этой пристройке. Еще был Лужков тогда мэром Москвы.
Примечание: вероятно, тут есть неточность: Лужков стал мэром в 1992 году, руководящие должности занимал с 1990-го. А в 1989 году на поляне хотели построить дом для Совета Министров, а не школу.
Он приезжал сюда - рассматривали вот этот проект строительства на той территории, о которой вы говорите. И этот вопрос тогда был решён.
После этого развалился Советский Союз, Гайдар сделал цены свободными, возросли инфляция составляла не 5, 6, 8 процентов, как сегодня, а достигала 100, 200, 500 процентов. В связи с этим, возросла цена на это строительство. Если бы не эти события, которые произошли в стране, эта пристройка тогда бы тут стояла.
Примечание: представляется не совсем корректным говорить о том, что вопрос был решен 26 лет назад. За прошедшее время Москва изменилась, катастрофически сократилась площадь зеленых насаждений, были расширены дороги, антропогенное воздействие на город возросло в разы. Решение о строительстве сейчас должно приниматься исходя из реалий сегодняшнего дня.
КК: Прошу прощения, история не терпит сослагательного наклонения. Поэтому - была бы пристройка в 88-м или 89-м году или нет - мы не можем сказать.
Ю.В. Завельский: Тогда был готов проект, была готова основа, прошла экспертиза. Поэтому никакого сослагательного наклонения здесь нет.
Начались двухтысячные годы - они тоже были весьма трудными. И тогда, я поднял вопрос о строительстве той пристройки, о которой когда-то шла речь. Но Лужков ушёл, пришёл вместо него другой мэр - ему было, конечно, не до этого. И, поэтому, сразу этот вопрос я не решил. Как только я смог решить этот вопрос, я обратился к Собянину с просьбой вернуться к мысли о пристройке к гимназии: объяснял ему устно и письменно зачем это нужно. Началось снова проектирование этого строительства.
Примечание: эта информация расходится с утверждениями о том, что гимназия не имеет отношения к строительству, а предложенное решение было "спущено" городом. Насколько можно судить из этих слов, альтернативные варианты строительства не рассматривались…
Меня удивляет одно: о том, что пристройка должна быть - об этом знали жители этого района. Я с ними встречался, разговаривал с ними здесь, на улице - около «Польской Моды». С ребятами, которые живут в этих домах - с ними тоже разговаривал. Всё было тихо и спокойно.
Примечание: в ходе встречи не удалось выяснить формат таких встреч с жителями. К сожалению, не известно и точное число присутствовавших на таких встречах жителей.
Чтобы сделать проект, нужно было сделать геоподоснову, провести экспертизу. На это ушло примерно два года. Если бы в самом начале встал об этом вопрос, можно было бы что-то изменить.
Примечание: таким образом, за 2 года, что велось проектирование, ни гимназия, ни градостроительный комплекс Москвы не инициировали обсуждение проекта с жителями.
Весной 2014 года приходил ко мне Александр Пищальников, и он говорил: «Юрий Владимирович, давайте мы подумаем над тем, чтобы эту пристройка, в которой так нуждается школа, была возведена не в этой поляне, а в другом месте». Я ответил: «Саша, пожалуйста, езжай в “Управление гражданского строительства”
Примечание: КП "УГС" - застройщик. Нельзя согласиться с возложением вины за неоповещение о строительстве населения, численность которого составляет десятки тысяч граждан, на Александра Пищальникова.
Сейчас изменить постановление Правительства города Москвы ни я, ни вы, никто не сможет.
КК: Юрий Владимирович, мы уверены, что мы что-то сможем сделать, поэтому мы и пришли к Вам…
Мы ничего ничего плохого против гимназии не имеем (это очень важный момент).
К сожалению, не было никаких публичных слушаний…
Часть 3 - О необходимости учитывать мнение жителей и о том, почему оно не было учтено
Ю.В. Завельский: (показывает документ - Протокол Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в западном административном округе города Москвы №53 от 6 февраля 2014 года. См.
http://ramenki.mos.ru/construct/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%20%D0%BE%D1%82%2006.02.14.pdf)
Не я составлял этот документ.
Примечание: публичные слушания должны были быть проведены в связи с изменением вида разрешенного использования участка согласно требованиям ФЗ о введении в действие Градостроительного кодекса РФ. Этого сделано не было.
КК: Юрий Владимирович, когда начиналось проектирование, пять лет назад?
Ю.В. Завельский: Не пять лет. Больше.
КК: А когда? В Вашем обращении на Change.org написано, что пять лет Вы готовили проект.
Ю.В. Завельский: Ну, может быть…
КК: Если бы, скажем, пять лет назад местные жители были проинформированы о том, что идет проектирование…
Ю.В. Завельский: А кто должен был им это сказать? Что я должен был сделать?
КК: Существует масса способов… тот же интернет.
Ю.В. Завельский: Зачем я должен был это делать, скажите? Я - директор гимназии. Для гимназии, которой я руковожу, строят корпус, который создаст лучшие условия для обучения и воспитания детей. Мне больше ничего не надо!
Примечание: 1. Как выяснилось, гимназия успешно провела информационное оповещение с целью найти и мобилизовать сторонников возведения пристройки. Хотя и не должна была этого делать... Представляется, что аналогичным образом, гимназия могла бы сообщить о планах строительства местным жителям, несмотря на то, что такая обязанность у нее отсутствует. 2. Мы полностью поддерживаем необходимость увеличения площадей гимназии, но не поддерживаем выбранные для этого методы.
Во-первых, я не должен никого оповещать.
Во-вторых, даже год тому назад, когда о строительстве уже стало известно, кто что-нибудь сделал? Это ж все было известно без этих слушаний, без меня.
Примечание: поскольку оповещение населения не проводилось, документация, предоставляемая на публичных слушаниях, людям продемонстрирована не была, нельзя согласиться с утверждением о том, что люди были должным образом оповещены о предлагаемом строительстве и без публичных слушаний.
Часть 4 - О невозможности учесть мнение жителей
Ю.В. Завельский: Хотите, чтобы Собянин изменил своё решение - идите к нему на приём и говорите об этом. К нему поступили подписи жителей этих домов и поступили подписи наших сторонников: наших выпускников, родителей и учителей, которые сейчас работают, когда-то работали в гимназии, местных жителей, в том числе.
Примечание: нельзя согласиться с заменой публичных слушаний сбором подписей под электронной петицией. Установлен определенный порядок принятия градостроительных решений. Такие решения не могут приниматься в произвольном порядке, без рассмотрения жителями относящейся к делу документации.
Почему Собянин, всё-таки, принял сторону гимназии, а не строну этих жильцов? Наверное, потому, что Сергей Семёнович посчитал, что пристройка к гимназии является объектом более социально значимым, чем тот парк, о котором вы говорите. Наши выпускники были на приёме у него, при них он подписал своё постановление
А где же вы были? Вы были у него?
Примечание: нельзя считать допустимым ручное управление городом без учета мнения жителей и без всестороннего рассмотрения градостроительных вопросов. Удивляет, что директор гимназии №1543 поддерживает подобные градостроительные практики.
КК: Не получилось у нас к нему проникнуть.
Часть 5 - Были ли уведомлены жители?
Ю.В. Завельский: Почему только сейчас началось движение жителей - когда на поляне появилась бытовка строителей?
Примечание: ответ на этот вопрос прост: потому что жители не были оповещены о строительстве раньше и им было отказано, таким образом, в защите их прав и интересов.
ДМ: Я объясню: хотя Вы и говорите, что Вы встречались с жителями еще два года назад, а также несмотря на летнюю подписную кампанию, очень многие люди узнали об этой стройке только с началом строительства.
Ю.В. Завельский: Я не встречался с ними. Это их трудности, не мои! Я должен был их спрашивать?
ДМ: Нет, не Вы. Городские власти. Именно для того, чтобы таких вещей не было, и придуманы публичные слушания. И то, что их не провели, приводит к конфликту. То есть произошел недостаток коммуникации.
Ю.В. Завельский: Поймите, у меня есть свой интерес. Если бы я сейчас провёл вас по гимназии посмотреть, в каких условиях учатся дети, вы бы поняли меня. Я его отстаиваю. У вас другой интерес - ну отстаивайте его.
ТК: Юрий Владимирович, мы хотели бы подчеркнуть, что наш интерес Вашему интересу не противоположен. Наоборот, мы сейчас предпринимаем серьёзные попытки найти проектировщиков, которые предложат альтернативны. Конфликт породило отсутствие коммуникации. Мы бы хотели такую коммуникацию наладить. У Вас есть интерес, который мы не отрицаем, ни в коем случае. Мы готовы с Вами сотрудничать в этом интересе. Мы пришли с тем, чтобы сказать, что и у жителей тоже есть интерес и жителей нужно выслушать. Мы просим сотрудничества. В той мере, в которой Вы можете это сотрудничество обеспечить.
Ю.В. Завельский: В какой мере вы предлагаете мне сотрудничать?
ТК: Мы хотели бы услышать, что Вы готовы сделать. У Вас есть авторитет. Вы своим авторитетом могли бы поднять вопросы перед С.С. Собяниным. Ваши выпускники были у Собянина, а из нас никто к Собянину, к сожалению, попасть не может. Жители не имеют практически никаких способов донести свою позицию до высшего руководства города. Если у школы или у выпускников школы, которых Вы знаете, есть выходы на Собянина - может быть, Вы поспособствуете тому, чтобы Собянин услышал нас?
Ю.В. Завельский: Я не знаю, это надо у них спросить. Я думаю, что никаких выходов у них нет. Я думаю, что в этом смысле им, наверное, помог наш Департамент образования. Который, разумеется, Вас, как это ни печально, не поддержит. Он не будет стараться помочь вам встретиться с Собяниным. Потому что то, что предлагаете вы - это противоречит и намерениям Департамента образования тоже.
Часть 6 - Об альтернативных вариантах. Предложения Ирины Ирбитской
КК: Юрий Владимирович, мы привлекли к оценке этой ситуации Ирину Ирбитскую -директора Центра градостроительных компетенций при Институте общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ. Она действующий архитектор, градостроитель, ученица великого Глазычева, который жил в этом районе - это такой всемирно известный урбанист-специалист. Я прочту слова Ирины Ирбитской:
«Конфликт в Тропарёво трактуется как конфликт между гимназией, заботящейся об образовании детей, и эгоистично требующими сохранить свой сквер от застройки жителями. Я осмотрела участок, и могу уверенно утверждать, что в данном случае никакого конфликта интересов между гражданами, живущими в этом районе, и посещающими одну из лучших гимназий в Москве нет. Его объективно нет. В разных срезах, но и те, и другие ратуют за качество жизни, за возможность самореализации для многих. Они на одной стороне ценностей. И мы имеем дело лишь с досадным недоразумением, корни которого в неспособности городских управленцев увидеть, оценить и приспособить к хозяйственным нуждам материальные богатства; увидеть, оценить и приспособить к хозяйственным нуждам нематериальные богатства. А потому, типичная ошибка городских управленцев - переоценивать богатство, находящееся в собственности, и недооценивать богатство, находящееся в собственности.
Ю.В. Завельский: Ну это же общие все фразы. Конкретно: что вам предлагает для гармонизации нашей ситуации?
КК: Она предлагает два варианта. Я зачитаю про "ось образования". «Ось образования - квартал социального обмена. Сквер, гимназия, школа, стадион, «Созвездие», еще один сквер или парк, таким образом, составляют единую ось со значительным потенциалом развития, если это рассматривать не как набор отдельных княжеств, а как единое пространство обмена.
Социальный обмен: гимназия переезжает в здание «Созвездия», «Созвездие» переезжает в здание гимназии.
Размер участка «Созвездия» гораздо больше размера участка гимназии и сможет принять пристройку.
Плюсы: гимназия получит единое неразделенное пространство, да еще и ближе расположенное к метро и к проспекту. Гимназия ведь не районного, а городского значения.
Центральное размещение «Созвездия» даст дополнительную возможность развития как публичного объекта; у жителей появится еще один публичный объект.
Сохраняется сквер; мало того, по соседству с «Созвездием» сквер получит дополнительные функции по развитию сервисов и услуг без необходимости строителей. Бонус для жителей - более открытый, чем у гимназии, режим. «Созвездие» откроет жителям прямой проход на любую сторону квартала: больше не нужно будет делать дугу, обходя заборы двух слипшихся участков школ.
Сложности: только в области управления: придется закрыть на время «Созвездие», гимназию и заняться переездом, а разным департаментам придется сесть за стол переговоров, чтобы выпускать и согласовывать соответствующие постановления. Проще всего этот вопрос решается через Собянина; получаются его постановления и поручения соответствующим Департаментом. Реконструкция пристройки к существующему зданию значительно сложнее и дороже, чем строительство на пустыре, но вышеуказанные преимущества перекрывают сложности, а вопрос затрат - это вопрос перекидывания бюджета между департаментами».
ЮВ: Где будет пристройка?
ТК: Её спроектируют на территории «Созвездия».
КК: Если Вас заинтересует этот вариант, мы можем привлечь архитекторов и предоставить предварительный план.
ОГ: Минуточку. Мы хотим ваши варианты: если мы переезжаем на территорию «Созвездия» - где будет пристройка?
ТК: Гимназия готова нам предоставить возможность для предметного общения? Мы спросили у проектировщиков, сколько времени займёт разработать альтернативные варианты. Потребует незначительных затрат времени. Всё, что требуется от школы - это техническое задание. То есть, обоснование того, подо что нужна пристройка. Архитекторы согласны подготовить, по крайней мере, концепцию. Мы же сейчас предлагаем хотя бы некоторые шаги для дискуссии предпринять.
Примечание: содержательной дискуссии не получилось. Вместо этого разговор ушел в неконтруктивное русло и передергивания, что очень неловко. См. следующую часть.
Часть 7 - О ценности поляны
ОГ: Давайте тогда дискуссию будем проводить с правильными формулировками, да? Я неоднократно слышала слово «сквер». Насколько я знаю, лексическое значение слова «сквер» подразумевает наличие деревьев. Никакого сквера на данной территории НЕТ.
ТК: Я называю эту территорию «участком». Это участок, который содержит в себе большой потенциал развития. Просто надо подумать, что лучше с этой территорией сделать, и как учесть интересы, с одной стороны, гимназии, как уникального образовательного учреждения, а с другой стороны, - интересы жителей. Мы как раз пришли с этим…
ОГ: Замечательно, интересы жителей. Сколько я ни общалась - вопрос упирается в озеленение: «Мы хотим, чтобы здесь были деревья». Давайте будем реально смотреть на вещи: гимназия стоит 40 лет. За 40 лет гимназия утопает в зелени. В отличие от участка, о котором вы говорите.
ТК: Простите, как Вас зовут?
ОГ: Меня зовут О.Г., я секретарь гимназии. Любое строительство предполагает план озеленения, план социального благоустройства. Строители упоминали количество деревьев и кустарников, которые они по этому плану должны высадить. Если они этого не сделают - все равно, каждый год учителя с учениками будут высаживать деревья. У вас намного быстрее будет зеленое насаждение на этой территории. Плюс небольшое трёхэтажное здание.
КК: Ольга Геннадьевна, к сожалению, на этом месте очень долго было запрещено что-либо сажать, поскольку это была природоохранная зона; поляна была выведена из природоохранной зоны в 2008 году, когда здесь пытались построить «Театр на Юго-западной». Наверное, вы помните борьбу жителей с этим. Здесь пытались построить дома Совета Министров… Поэтому, повторюсь, речь идет не о школе, а о любой попытке застройки. Особенно после того, как жители сами приняли активное участие в разработке проекта превращения поляны в зону отдыха.
Примечание: 1. Разумно обсуждать не только достоинства поляны в ее нынешнем виде, но и потенциал развития этой территории. Жители этот потенциал увидели, что нашло отражение в проекте “Обитаемого Острова”. Реализация проекта потребует взаимодействия жителей с властью и экспертным сообществом. 2. В целом некорректно обсуждать, почему благоустройство поляны не было сделано силами жителей в прошлом. Сейчас ситуация такова: имеется качественный, высоко оцененный профессионалами проект, договоренности с Ботаническим садом МГУ и большое желание жителей принять участие в облагораживании общественного пространства района.
Часть 8 - О поисках решения проблемы в Правительстве Москвы
Ю.В. Завельский: У меня миллион вопросов к этой Ирбитской и миллион сомнений в разумности того, что она предлагает. Обсуждать это - это сотрясать воздух.
Вы должны понять: что бы вы ни предложили, это меняет решение Правительства Москвы. Отменить постановление Правительства Москвы может только Собянин. Если он это сделает - то тогда вопрос о пристройке к нашей гимназии откладывается минимум на год. Если не на большее время.
Для того, чтобы гимназия переехала в здание «Созвездия», тоже понадобится год. Это здание нужно отремонтировать. Более того, в нашем здании, есть то, чего нет там. Я принимал здание «Созвездия» в 68-ом году в декабре (будучи заведующим Гагаринским отделом народного образования).
Где будет заниматься «Созвездие»? Вы хотите это образовательное учреждение на год или на два закрыть?
Ирбитская предлагает очень сложный вариант.
Примечание: с большой степенью вероятности варианты, которые будут предложены специалистами, будут сложнее строительства пристройки на поляне. К сожалению, в городе со сложившейся застройкой простых решений быть не может. Хорошее решение потребует времени и усилий на проработку и реализацию.
КК: Убеждать Собянина без уверенности в том, что, если мы сумеем его убедить, Вы не скажете категорическое "нет" - бесполезно.
Ю.В. Завельский: Я скажу. Если он меня спросит.
ТК: Мы не допустим, чтобы Вас не спросили. Надо учитывать интересы и Ваши, и жителей. Мы пришли искать баланс.
Часть 9 - Какие интересы местных жителей ущемляет пристройка на поляне? Еще раз о публичных слушаниях
ОГ: А можно поинтересоваться: какие интересы местных жителей пристройка ущемит? Мы просто не понимаем, какие интересы мы ущемляем.
Примечание: подобный вопрос не возник бы, если бы были проведены публичные слушания.
ТК: Такое непонимание - большая проблема. Этот вопрос лучше обсуждать в присутствии проектировщиков, потому что проектировщик это лучше объяснит, чем мы. Эксперты жителей поняли моментально. И они потребности жителей перевели на свой профессиональный язык. Они сказали, что да, действительно, интерес местных жителей ущемляется, потому что есть такое понятие, как «социальное пространство района». Жители это пространство ценят. Конечно, поляна в таком виде никого не устраивает, жители хотят ее благоустроить. Жители договорились с Ботаническим садом МГУ - он бесплатно выделил саженцы для благоустройства.
Интересы людей можно выяснить, использовав институт публичных слушаний. К сожалению, власти этого не сделали. Есть и другие институты. Если публичные слушания недоступны, то возможны: опросы с представлением альтернатив; возможно широкое общественное обсуждение…
Ю.В. Завельский: Вы представляете себе, что будут представлять из себя эти общественные слушания? Я вижу этих людей, которые не хотят ничего слышать. Всё это выльется в большой базар.
Примечание: невозможно одобрить переход дискуссии в русло “все жители района плохие, поэтому их взгляды не заслуживают уважения”.
Часть 10 - О дальнейших действиях, о возможностях провести обсуждение проекта с жителями
Ю.В. Завельский: Что сейчас делать? Сегодня 19 января. У подрядной организации есть ордер. Пусть стройка стоит, а мы будем решать какие-то вопросы? Вы пойдете к Собянину, я могу еще кому-то позвонить, и так далее, а подрядчик будет ждать пока мы все это сделаем?
ТК: Юрий Владимирович, я могу Вам привести в качестве примера опыт других городов. В Нью-Йорке, в Берлине, в Лондоне, в городах, где интересы местного сообщества признают и уважают, с местными сообществами обычно ведутся переговоры. Если цивилизованно решать наш вопрос, то жителей надо опрашивать, договариваться с ними, проводить слушания. Это занимает немного времени - всего два месяца.
Часть 11 - Об интересах застройщика
ЮВ: Прораб Алексей Борисович - начальник участка. Я его могу его пригласить и сказать: “Алексей Борисович, на 2 месяца уйдите в отпуск, займитесь чем-нибудь другим, Вам квартиру собственную надо отремонтировать - займитесь чем-нибудь, а мы пока будем решать вопрос, быть этой стройке или не быть”. Он нас не поймет.
Примечание: Алексей Борисович - главный герой вот этого видео, например,
https://www.youtube.com/watch?v=RqlRvC0EnWM.
ТК: Юрий Владимирович, Алексей Борисович здесь не при чем. Для нас сейчас самое главное - выйти на Собянина, предлагать ему варианты. Решение острой конфликтной ситуации стоит того, чтобы потратить время на обсуждение.
Примечание: 1. К сожалению, неудобства строителей вызывают у гимназии больше сожаления, чем неудобства местных жителей… 2. Уже после встречи стало известно, что у строителей на момент разговора с Ю.В. Завельским не было разрешения на строительство. Ордер же, предъявленный ими, не соотетствовал требованиям законодательства. Таким образом, стройка простаивала не из-за активистов, а из-за того, что строители по каким-то причинам не могли оформить разрешительные документы. Жаль, что образовавшаяся по вине строителей пауза (простой) не была использована для конструктивного диалога.
Ю.В. Завельский: жители собирали подписи. Они послали эти подписи Собянину. Собянин согласился с мнением людей, которые «за» строительство.
Часть 12 - О возможной недостаточности финансирования
КК: Я озвучу еще одну причину беспокойства местных жителей, это, вы наверняка знаете гимназию, лицей номер 2 на Фотиевой. С августа стройка заморожена.
Ю.В. Завельский: Заморожена потому, что финансирования нету той подрядной организации, которая строила, а теперь еще и других подрядчиков.
КК: А не может такой же ситуации повторится здесь?
Ю.В. Завельский: Нет.
Часть 13 - О проекте пристройки и благоустройстве территории
Ю.В. Завельский: Я хотел, чтобы вы посмотрели само здание…Кстати, на момент планировки, когда к нам приехали и спросили какие спортивные площадки делать - мы отказались от всех спортивных площадок, при условии, что детская площадка, которая находится на поляне, сохранится. Нам клятвенно обещали, что забор будет вокруг детской площадки.
Чем здание пристройки некрасиво? Парк сохранится, только в других размерах.
Примечание: Ю.В. Завельский показал вот это изображение:
Соответствие реально возведенного здания этому изображению вы можете оценить сами…
TK: Юрий Владимирович, я не архитектор. Плохо не здание само по себе, а то, что жителей не спросили. Я за то чтобы потребность гимназии в дополнительных площадях решить иначе: если есть альтернативные варианты увеличить площадь гимназии, если эти варианты реализуемы - их надо рассмотреть. Для этого надо привлечь профессионалов.
Ю.В. Завельский: Было заседание муниципального образования района Тропарево-Никулино, на котором этот вопрос заслушивался. Сказать о том, что жители об этом не знали, что с ними никто не посоветовался, - будет неправдой. Люди знали о планах строительства, они присутствовали на этом заседании, и, кстати говоря, тогда решение было принято в пользу этого парка.
Примечание: невозможно согласиться с тем, что рассмотрение ворпоса Советом депутатов способно заменить публичные слушания.
TK: Юрий Владимирович, у нас, к сожалению, 80 процентов жителей не знают, что у нас есть совет депутатов. Это не значит, что их интересы можно не учитывать.
ОГ: У нас 600 человек подписались за пристройку. Местные жители специально были у нас, и мы специально обходили район, проверяли прописку.
Примечание: 1. На сегодняшний день собрано в разы больше подписей против застройки поляны. 2. Во время обхода района работники гимназии могли бы поинтересоваться мнением тех, кто выступил против застройки поляны.
Строители сказали, что дорожку, которая уже проложена, они трогать не будут. Они еще даже до площадки детской не дошли. Чем вызвано возмущение?
Примечание: и дорожка, и детская площадка на данный момент ликвидированы и вряд ли будут восстановлены.
КК, ДМ: Люди ходят, в основном, не по той дорожке, а по диагонали, и как раз то что установлено, уже мешает. У нас есть камера и мы можем посмотреть количество людей, внутрирайонный трафик достаточно сильный. Нельзя говорить, что это там 1-2 человека, кому это приносит неудобства.
ОГ: Понимаете, когда паводок, весеннее полноводье, когда тает лед, когда гололед, я, нормальный человек, обхожу по чищеному асфальту, я не иду туда портить обувь.
КК: И как часто это бывает?
ОГ: Регулярно. Пожилые люди, которые боятся поскользнуться и упасть, тоже по поляне не пойдут.
Часть 14 - Можно ли говорить о том, что интересы жителей были учтены?
Ю.В. Завельский: Все-таки, жителей слушали или нет? Прислушивались к их голосу? Прислушивались.
TK: Не могу сказать однозначно. Когда проводится опрос или проводятся публичные слушания, составляется заключение: "Выслушали стольких то, разместили объявления, сообщили следующую информацию…" Этого сделано не было.
Часть 15 - Об уголовной ответственности
Ю.В. Завельский: Что сейчас делать? Вы потом будете отвечать за срыв строительства? Это судебное дело.
TK: Никакой статьи здесь нет.
ОГ: Я вас умоляю, когда сумма ущерба перерастет несколько планок, это уже будет уголовная статья…
КК: Давайте мы не будем сейчас переходить на вопрос уголовного права…
ОГ: Почему бы нет?
TK: Мы пришли задействовать совершенно другие механизмы - цивилизованные механизмы согласования.
Часть 16 - Жители предлагают конструктивное взаимодействие
Ю.В. Завельский: Что делать со строительством?
TK: Для нас сейчас самое главное - обеспечить принятие решения Собяниным, чтобы он и нас послушал. Мы к Вам пришли как к авторитетному лицу, которое, возможно, помогло бы нам донести наши интересы...
Ю.В. Завельский: Он вас выслушал уже, вы ему отдали подписи. Почему то он не принял решение поддерживающее вас? Вероятно, он все-таки счел, что строительство пристройки социально более значимо, чем создание парка. Дело все в том, что парк, давайте так уж говорить, парк этот не существует и его никто не знает, он виртуальный пока, а гимназия 1543 - существует. Мне неловко об этом говорить, но я знаю, что эта гимназия на очень высоком уровне сейчас находится. Она пользуется большой популярностью среди жителей не только этого микрорайона, среди всех жителей Москвы. Собянину легче поддержать, в этом смысле, гимназию, чем поддержать вас.
Часть 17 - О репутации
ДМ: Как Вам кажется, эта история на имидж гимназии влияет?
Ю.В. Завельский: На имидж? Перед вашим приходом, за полчаса до вас, звонил мне Тихонов Михаил Юрьевич, это заместитель руководителя департамента образования Москвы, и говорит мне: "Юрий Владимирович, надо что-то предпринять, для того, что бы поддержать строительство гимназии, потому что те люди, которые выступают против, ведут себя не совсем корректно, скажем так, не совсем правильно, и я Вас прошу, сделайте так, чтобы ваши ребята выступили там, те, кто заинтересован в этом, разумеется, в поддержку гимназии.”
В какой мере это портит имидж? Ну, определенно нет.
Гимназия как существовала, так и будет существовать. Мы будем обеспечивать высокий уровень образования всех детей, которые здесь учатся. Несмотря на то, что нам мешают это делать. Все жители, вот эти которые выступают против нас сейчас, они мешают нам дать полноценное образование тем детям, которые здесь учатся и которые, подчеркиваю, будут учится. Мешают. Вот об этом нужно жителям говорить.
Примечание: жители ни в коем случае не мешают гимназии обеспечивать высокий уровень образования детей, которые учатся в гимназии.
Часть 18 - Как жителям отстаивать свой интерес и стоит ли это делать вообще?
Ю.В. Завельский: Разумные люди должны принять единственно правильное решение - смириться с тем, что здесь пристройка будет. Я давно работаю, и я знаю, как все эти вопросы решаются. Я прекрасно понимаю расстановку сил. Клянусь вам, из этого ничего не выйдет, просто люди затянут это строительство. Это плохо. Переедем мы в этот корпус не первого сентября, а, допустим, первого октября.
Примечание: разрешение на строительство было получено подрядчиком лишь 28 января.
Не отменит Собянин свое собственное решение, хотя бы из самолюбия. Нам жалко этих людей. Среди них есть совсем немолодые люди, которые кричат, шумят, орут. Вот ко мне приходил прораб и рассказывал, что это просто стыдно, чтобы в Москве, в столице…
ТК: Юрий Владимирович, прораб дрался ногами с людьми.
Ю.В. Завельский: Он бы никогда этого не сделал, если бы его на это не спровоцировали.
TK: Виноват тот, кого спровоцировали, а не провокатор. Нельзя давать прорабу возможность драться с людьми ногами.
КК: Спасибо вам, Юрий Владимирович, за то, что вы нам уделили столько вашего драгоценного времени. Мы хотели бы, оставить, если можно, письмо к Вам от жителей района.
ТК: Простите, а как вы намерены использовать эту видеозапись? Юрий Владимирович, я беременна, и если ваши люди начнут выкладывать скомпонованные ролики в интернет, мне было бы очень неприятно...
Примечание: на встрече без предварительного согласования с активистами велась видеозапись. Во избежание конфронтации активисты не стали поднимать вопрос о несогласии с ведением записи в начале встречи, но обратились к этой теме в ее конце. Удивительно, что директор гимназии, собираясь опубликовать видео, был, видимо, готов пойти на нарушение нормы ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ, чему помешала просьба жителей.
Ю.В. Завельский: Не переживайте, ничего не будет.
ТК: Может, вы нам дадите копию на хранение? Мы бы к вам как-нибудь зашли, записали видео на диск.
Ю.В. Завельский: Хорошо.
Примечание: договоренность о передаче видео была нарушена.
ТК: Я надеюсь, мы ничего не сказали, что вас расстроило бы.
Ю.В. Завельский: Нет, меня расстроить трудно, я учитель, у меня и не такие бывают дети…