Меня всегда смущает, когда заказчик недоволен количеством фотографий. Он говорит тебе: «А почему так мало?». Он говорит тебе: «Ты же снимал больше!». Он говорит тебе: «И это все? За что я заплатил такие деньги?!». В такие моменты я чувствую себя, словно Храм Христа Спасителя, разрушенный Советской властью в тридцать первом году.
Непонимающему человеку проще всего оценить самое очевидное: количество. Давайте разберем ситуацию изнутри. Если и есть на свете человек, который умеет снимать ИДЕАЛЬНО с первого раза, он наверняка умеет также двигать вагоны при помощи только лишь взгляда, а также отгадывать будущее. Остальным же приходится делать больше, намного больше одного кадра для того, чтобы получить требуемый результат. Дело здесь далеко не в криворукости, не позволяющей сделать нужный снимок сразу, а как раз наоборот - в строгости критериев оценки и высоких требованиях к себе и своей работе.
Приведём слова Павла Косенко (
pavel-kosenko):
Для того, чтобы разобрать съёмки в Узбекистане, с учётом предварительного отсмотра, мне потребовалась 1 неделя. Я решил выписать некоторые цифры, чтобы продемонстрировать сказанное выше. Всего за 8 дней я сделал 4305 кадров общим объёмом 123 Гб. Из них получилось 15 фотографий, которые мне действительно нравятся...
Для меня самая сложная часть процесса получения фотографии - отбор достойных кадров. Можно поделить весь процесс занятия фотографией условно на три части, и характеристика каждого из них в моем представлении будет выглядеть так:
1) Съемка. Клас, рай, угар и веселье. Отключается мозг, работают рефлексы и инстинкты. Ты - Зевс, метающий молнии вспышек (ну это фигурально, вы поняли... я вообще вспышку не люблю и снимаю с ней 1 кадр из 150). Состояние гармонии.
2) Отбор. Ужасный, кромешный ад, пытка и эпидемия тифа. В течение этого ужасного, словно гниющая туша выброшенного на берег кита, процесса выползают наружу все комплексы и сложности характера фотографа, а именно: мнительность и нерешительность, которые заставляют часами рассматривать кадры в поисках близкого к идеальному. Это даже немного напоминает популярную в журнале «Мурзилка» игру «Найди пять отличий». Ад.
3) Обработка. Как по мне - самый незаметный, неинтересный и неважный этап. Если кадр приходится обрабатывать больше двух с половиной минут, это не кадр, а говно, а вы - не фотограф, а фотошоп-задрот.
Так вот, теперь о самом ужасном.
Если ты снимаешь не для себя, а по заказу, то результаты самого сложного и адского этапа (процесс превращения тысячекадровой кучи мусора в несколько жемчужин) часто воспринимаются в штыки. Я этого не понимаю.
Ведь это же все равно как ждать от скульптора огромную глыбу неотесанного камня вместо фигурки милой прекрасной дамочки.
Разве не так? Если у кого другой подход, поделитесь.