Очередное занятие в Русском музее с детьми из Павловского интерната мы запланировали посвятить Василию Кандинскому. И, надо сказать, мы основательно к этому готовились. В целях реализации нашей грандиозной задумки воплотить одну из картин великого Кандинского в трехмерную конструкцию мы даже заранее за полгода подговорили одного известного художника нам в этом помочь.
Задача стояла не из легких, поэтому художник требовался с инженерным складом ума и характера. Поскольку наш город богат талантливыми людьми, то поиск был недолгим и остановился на инженерном театре АХЕ, один из участников которого согласился посодействовать в сотворении инсталляции. Однако этого не случилось. По очень объективным и, к сожалению, весьма грустным причинам
Но это было еще пол беды. Невероятным сюрпризом обернулось для нас неожиданное исчезновение картин Кандинского из музея! Еще три дня назад он был представлен в залах русского авангарда корпуса Бенуа - и вот - не осталось и следа! Кандинский уехал (но обещал вернуться). А мы-то остались.
И что нам было делать? Маша Михельсон, наш бессменный гид по авангарду, разумеется, не растерялась. Мы продолжили изучать феноменологию геометрических аллюзий на картинах других представителей этого ярчайшего периода в русском искусстве и рассмотрели работы Ларионова, Гончаровой, Татлина и Родченко. Компиляция и коллаж из деталей и элементов, выход за пределы плоскости холста в трехмерное пространство как новый способ репрезентации художественной мысли - всё это было нам на руку. И мы решили попробовать всё то же самое, как говорится, не отходя от кассы. Ведь мы же играем в классиков, не так ли?
Дети сели в круг в центре экспозиционного зала, и Маша предложила нам выложить перед собой всё, что есть в карманах и сумках - всё, что не жалко. С этой кучей добра нам предстояло создать что-то цельное и логичное. А дальше пошли настоящие фокусы и предметы стали превращаться в элементы какого-то забавного чудища, которое дети весело сконструировали на виду у недоумевающих посетителей музея.
Поразившись собственной коллективной фантазии, мы, воодушевленные переместились в культурное пространство давно знакомого нам лофта ТКАЧИ, где приступили к полноценному воркшопу.
Поскольку Кандинский был у нас в планах, знакомиться с его творчеством пришлось в итоге заочно, в печатном варианте глянцевых каталогов. Наше внимание сфокусировалось на «Черном пятне». Картина, за которой мы в этот день приехали в музей и ее там не обнаружили, приобрела флер абсолютной мистерии. Взоры детей погружались вглубь черных линий, путешествуя по лабиринтам цветовых осколков, которые хороводом выстроились вокруг черной дыры в центре картины. И всеми силами хотелось понять: что же там, какая тайна прячется за этим черным пятном?
Закатав рукава, погрузившись по локоть в черную краску, дети приступили к собственноручному конструированию модели, которая бы позволила нам всем посмотреть на «ситуацию» в некотором объеме. Надо сказать, что выручил нас добрый художник Алексей Мельник (Творческий тандем L+L), который притащил для воркшопа всё, что только можно и нельзя. А именно: дрель, клеевые пистолеты, доски, сушилку, пенопласт и кучу всякой всячины, название которой знают, пожалуй, только в строительных гипермаркетах.
После двухчасового погружения «в объект», мы не могли поверить своим глазам: перед нами предстал тот самый Кандинский, в смысле - Пятно - такое явное, неотъемлемое и очевидно здесь-присутствующее, что как будто никто никуда и не уезжал, как будто оно всегда было с нами, здесь, сейчас и всегда. Ну и самое главное: мы узнали, что там - за ним. Сказать вам? Сказать? За ним - его тень! И, да, это похоже на Бесконечность. Вот так-то! Докопаться до Бесконечности собственными руками - это вам не шутки. Это дозволено только настоящим и смелым, дерзким, замахивающимся и вперед идущим Игрокам в классиков.