Супрематизм: тоже можем!

Dec 17, 2012 21:52


Итак, состоялось наше долгожданное знакомство с классиком русского авангарда - Казимиром Севериновичем Малевичем.




Ноябрьским субботним утром наш культурный десант из волонтёров «Шага навстречу» и детей из Павловского детского дома высадился у корпуса Бенуа. Буквально с порога нас уже приветствовали любимые гиды из отдела педагогики Русского музея - Маша Михельсон и Лена Семенова. Нам предстояло впервые встретиться с авангардом лицом к лицу





На подступе к залам, посвященным искусству 20 века, мы вспоминали наш предыдущий визит в музей и делились ощущениями от увиденных в прошлый раз картинах. Маша обратила внимание ребят на картины, которые мы видели вокруг себя в этот раз, и попросила поделиться впечатлением. Нас окружали полотна столетней давности, относящиеся к началу 20 века. В предвкушении авангарда, можно было долго рассказывать про, например, импрессионизм, и про логику развития художественной традиции, но мы решили выслушать детей.

Странные, яркие, необыкновенные, как мультик нарисованные и современные - вот как описали дети картины Лентулова, в зале, предваряющем вход к авангардистам. На слове «современный» Маша заострила наше внимание. Выяснилось, что картинам уже по сто лет, но на тот момент они, конечно, были очень современными. Даже более чем - ведь искусство начала ХХ века особенно востребовано и весьма актуально до сих пор. Дети сообщили нам, что, по их мнению, именно 100 лет назад появился дед мороз, что женщины ходили в кокошниках и все люди ездили на «извозчиках». Что ж, такой расклад нельзя назвать совсем уж противоречащим действительности, поэтому мы приняли как данность предложенную картину мира образца столетней давности. Ведь, возможно, именно такие яркие образы эпохи и вдохновляли художников на их творчество?

Погружение в мир «странного, яркого и необыкновенного» мы начали с рефлексии на тему самого слова. Что такое авангард?

- Это что-то красивое и сладкое, и как-то связано с железной дорогой.

- Авангард - это такой стол квадратный. И на нем можно рисовать узоры.

- Мне все время кажется, что это что-то зеленое.

С интересом выслушав все эти версии, Маша рассказала ребятам о происхождении термина и его дословном значении как «впереди идущий». И мы дружно начали представлять, какими же они должны быть, эти впереди идущие художники. «Смелые, не боятся, на что-то замахиваются». «Не рисуют как в природе. А рисуют, как видят сами». «Рисуют, что хотят, что думают».

Прояснив для себя характер впереди шагающего художника, мы переместились в супрематические залы с картинами Малевича, где провели целых два часа. Мы сидели и даже лежали на полу, рассматривая со всех ракурсов супрематические композиции. Но первой остановкой для нас стал знаменитый Черный Квадрат.

Черный квадрат в Русском музее представлен в виде триптиха «Квадрат, Круг, Крест», поэтому нам пришлось еще поспорить друг с другом на тему - один ли это герой в трех разных формах, или же это три совершенно разных персонажа. Вопреки ожиданиям, внимание детей сосредоточилось скорее на круге, чем квадрате. Ребята тут же поделились своими ассоциациями. Кто-то называл черный круг солнцем, кто-то луной, дыркой, затмением и даже люком с горячей водой. Черному квадрату достались менее почтительные сравнения: заплатка, тюрьма, боль, темная комната, дом, занавес. Так или иначе, но ребятам казалось, что каждая черная фигура, что-то скрывает за собой. Представленный картиной мир просто не может быть таким монохромным: остальные цвета просто запрятаны, либо внутри, либо за.

Эти ожидания оказались полностью оправданными, когда мы увидели остальные супрематические композиции Малевича. Веселая канитель геометрических фигур всевозможных цветов вызвала серию неожиданных сравнений. Кто-то из детей назвал это свалкой, кто-то увидел в картинах клавиатуру, принтер и дорожную разметку. И все это - в движении. Как сказал наш подопечный Вадик, глядя на одну из картин: всё летит не на свои места, на чужие.

После внимательных рассматриваний, Маша попросила детей представить себя на месте автора этих произведений и предложила каждому ответить от лица рисующего художника на вопрос: что я делаю?

- я делаю, что хочу.

- я рисую весь мир.

- я сам не знаю, что я делаю.

- я рисую для красоты и для солнца.

Такие мы услышали ответы от наших ребят. Почувствовав себя внутри картины, в самой ее глубине, и даже на месте самого автора, дети приступили к воркшопу в студии Русского музея. Теперь каждому предлагалось выступить в роли повелителя квадратов, кружков и треугольников самостоятельно.
















































 

Шаг навстречу, Дети Павловска, арт-терапия, ГРМ

Previous post Next post
Up