Мнения отцов и детей о книгах, должных к прочтению ребенком, сходятся лет до шести : как только ребенок вырастает из ярких и веселых книжек-малышек, на 80 процентов состоящих из красочных рисунков, мнения начинают расходиться - постепенно, как трамвайные рельсы, пока не выходят после этой импровизированной стрелки на две абсолютно параллельные.
В пятом классе мне подарили после какого-то конкурса книгу Жюля Верна "Таинственный остров". В то время я любила Астрид Лингрен (по седьмому кругу любила), атлас пород собак, энциклопедии о древнейшей истории и немножко - Даниеля Дефо. Ну, и Тарзана, конечно же. Пролистав несколько страниц, я заскучала и расстроилась, решив, что все библиотекари - сплошь зануды. Выбрал же кто-то эту книгу, право. Между мной и покойным господином Верном образовалась эдакая холодность и отчуждение, не дававшее мне трогать эту книгу еще много лет.
Родные за подарок крайне порадовались - дескать, прекрасная, романтическая вещь. В итоге я начала думать, что романтика - это что-то крайне скучное, старомодное и занудное, не имеющее с реальной жизнью абсолютно никаких пересечений. Долгое время мне за эту свою детскую серость было стыдно: хорошо шли в подростковом возрасте "Борьба за огонь", "Парк юрского периода", "Клеопатра", энциклопедии по скандинавам и римлянам, подборки по животным и рыбам. А вот Даррелл - не шел, хотя его мне всячески рекомендовали взрослые. Дрожь в коленках и всяческое обожание навевал только Сеттон-Томпсон - истории у него были волшебные, местами даже жуткие, они запоминались и нравились. В то же время то, что считалась "романтикой" и связывалось по этой причине с подростками, не шло у меня ни под каким соусом.
Чуть позже, уже к концу обучения, я обнаружила у себя потрясающую способность зачитываться классикой. Узнав, что в 18 - 19 веке традицией было не только ношение кринолинов, балы и собачки, но еще и головокружительно сложные правила этикета, кодексы, требования, жизнь в кредит, взлеты и падения, трогательный быт, непростые отношения между полами и кастами, мне понравилось искать и узнавать это в тексте. Возможность читать между строк, понимать язык вееров, цветов, жестов, галстуков, сделало чтение увлекательным; раньше же мне исключительно казалось, что акцент делается на какой-то мелочи и в тексте излишне много невкусной воды.
А взрослые недоумевают - дети разучились читать. Нет же, детям просто нужны другие герои. Современные экранизации исторического кино снимают по канонам десятилетия: желании изобличить. На свет божий вытаскивают все: пороки, жестокость, кровавые войны и расправы. Максимум секса, насилия и взбалмошности. В то же время героини этих драм - сплошь независимы, умны и начитаны, они способны действовать наравне с мужчинами, будучи существенно ограниченнее в возможностях. Феминизация исторических персонажей - тоже актуальный тренд. И подросткам нравится такая "история", она совпадает с их мировосприятием, информационным потоком вокруг. Ничего хорошего в том, конечно, нет. Однако насильно читать "рафинированные", с их точки зрения, тексты их тоже так просто не заставить. Им недостаточно переживаний, опасностей, эмоций, событий, забавных ситуаций в классических романах. Описания кажутся затянутыми, подробности - излишними, динамика - вялой.
В детстве мы любили только сладкое и хотели только яркое и импортное. Вино казалось кислым, школьная форма - скучной, элементарный маникюр - мучением. Со временем любой разумный человек учится получать удовольствие от совсем других вещей; мы сами начинаем хотеть есть суп, кашу и овощи, чистим зубы без напоминаний и получаем удовольствие от весьма странных и скучных для ребенка вещей. В том числе, и от процесса чтения, от разбора ситуаций. Да, некоторым по-прежнему будут нравиться юмористические детективчики, написанные по одной, излюбленной читателем, схеме. Но многим захочется большего. Им определенно понравится качественное различие между Донцовой и Конан-Дойлом, поверьте мне на слово. И будет очень забавно наблюдать в старости, как ваш непутевый сын в ужасе разводит руками от осознания поверхностности интересов вашего внука. Посоветуйте оставить его в покое - если хватит мозговых ресурсов, к хорошим книгам он придет сам. И будет страшно этим, к слову, горд - потому что сам. Потому, что сделал реальный шаг вперед в собственном развитии (такой модный тренд, что уж).
Конечно, на каждый подобный текст налетает толпа любителей Достоевского в свои восемь лет, но схема, в целом, рабочая. Ребенку нужен герой своего времени, чтобы с ним взрослеть, и нужны хорошие книги, чтобы этого героя вскоре перерасти. И отбирать у него этого Рэмбо, Чипа с Дейлом и прочее Наруто не стоит - вы же не заставляете его сразу одевать обувь 42 размера, он дорастет до нее сам; и выберет тоже, а потом еще и заработает на нее. Всему свое время.