Как научить ребенка учиться?

Nov 03, 2017 10:00



Один из самых частых родительских запросов - «ребенок не хочет учиться, что делать?». Открою страшную тайну: для того, чтобы хотеть учиться, учиться надо, как минимум, уметь. Умение учиться - это навык! И как любой другой навык, его можно приобрести и развить. Однако, не стоит ожидать, что ребенок сможет сделать это самостоятельно: пока маленький человек учится в 1-2 классе (в 3-м уже более и или менее начинает включаться ответственность за себя), он еще не очень собран, организован, попросту «вменяем». Поэтому, нуждается в контроле со стороны, т.е. его надо элементарно научить учиться, показать, как это делается. Конечно, есть дети, в силу своей повышенной тревожности, т.е. страха перед учителем или родителями, или, наоборот, чрезмерной очарованности учителем (больше встречается у девочек), которые сами обеспокоены выполнением домашнего задания. Но это скорее исключение из общего правила. Итак, ответственность за умение ребенка учиться, в очень большой степени лежит на взрослых!

С другой стороны, для того, чтобы ребенок хотел учиться, ему должно быть интересно. И сейчас, действительно, появилось очень много экспертных оценок, которые сводятся к тезису «интерес ребенка превыше всего». Разумеется, инициативу ребенка давить преступно. Но, тут есть одно важное «но», о котором часто забывают: к сожалению, возбуждение от новизны падает даже у взрослого, интерес со временем гаснет!

А вот умение вернуть себя к сосредоточенности, будь то решение задачи или просто усвоение новой информации, думаю, останется актуальным до тех пор, пока нас не будут «чипировать» уже встроенными программами по аналогии с гаджетами, которые все более умные и все более могут. Но пока у нас с вами человекоподобные дети, еще не роботы. И через определенное время ваше чадо перейдет в старшие классы, где:

- учиться будет уже труднее;
- смещается мотивационный приоритет - ребенок «слетает» с важности обучения на важность установления социальных связей (друзья превыше всего!).

А у вашего ребенка, обуреваемого всякими отвлекающими от учебы соблазнами, навык «учиться» сформирован и закреплен! Т. е. если, все-таки, ребенок умеет «взять себя в руки» и сделать, доделать, выучить, подтянуть какой-то предмет (пусть все в последний момент и до 2-х ночи!), то он уже не провалится в безысходность или отчаяние - «все бесполезно, уже так все запущено, такой дикий объем, мне с ним уже не справиться, нет смысла даже начинать!» Потому что у ребенка уже будет осознанный опыт «включать» себя в уроки. И вот эта ужасная родительская проблема «ребенок не хочет учиться» у вас может уже и не возникнуть.

Заманчиво? Тогда давайте разберемся, как же все-таки научить ребенка учиться?



3 способа как удержать внимание ребенка во время выполнения уроков:

1.Придать новый смысл скучному заданию. Например, ребенку нужно научиться писать буквы красиво. Варианты: - Ок, а как мы будем писать послание деду Морозу? Он же ничего не разберет в твоих каракулях, будет обидно, если ты не получишь то, что просишь на Новый год… Или - Давай напишем письмо бабушке? Только надо писать так, чтобы она смогла прочитать, она ведь не очень хорошо видит… Или - А вдруг ты окажешься на необитаемом острове? Тогда тебе понадобится написать послание людям и отправить его в бутылке. По-моему, стоит, поучиться писать красиво и разборчиво…

Гораздо проще удержать внимание ребенка на предмете, когда ему весело и интересно!

Можно спросить у ребенка и побудить его самого поразмыслить о том, что ему даст тот или иной навык - умение читать, писать, считать, запоминать. Это зародит в нем свою собственную внутреннюю мотивацию - сильнейший и ярчайший стимул, правда он горит ярко, но не долго (нужно будет периодически напоминать ребенку о пользе того, до чего он додумался в ходе ваших вопросов).

Собственная мотивация выполнить задание - прекрасный способ удержать внимание ребенка к предмету, которым он занят.

Все лекторы знают - если хочешь лучше знать предмет - прочитай по нему лекцию. Превращаем ребенка в учителя, сажаем перед ним всех его сумевших «дожить» до его школьного возраста зайчиков, мышек, мишек, кукол и играем в школу. Вы, кстати, тоже можете подыграть в роли самого непослушного и самого «бездарного» ученика - «Ой, как же трудно писать эти цифры! Никак у меня не получается!» или специально делаете массу ошибок. Обычно дети очень радуются, видя себя со стороны. Этот прием не только позволит удержать внимание ребенка на процессе обучения, но и снимает напряжение, позволяет в безопасном режиме проговорить и осознать все трудности этого процесса. А это, как вы помните, усиливает самоконтроль и повышает «вменяемость», то есть ребенок видит то препятствие (лень, невнимательность, неспособность заставить себя доделать), с которым ему надо справиться. Плюс это снижает страх перед возможностью ошибиться. Это очень важный момент, потому что дети в школе постоянно находятся в зоне тревоги и некомпетентности - ежедневно они сталкиваются с новым материалом, новыми задачками и новыми требованиями к их интеллектуальным способностям. И способность спокойно переносить неудачи и ошибки - важное качество, позволяющее идти вперед, а не сваливаться в яму «я - никчемный неумеха».

3 способа сделать так, чтобы ребенок делал уроки самостоятельно:



1. Передача ответственности.

Через какое-то время, когда вы видите, что ребенок освоил навык «делания уроков», постепенно начинаем оставлять его на «поле боя» одного. При этом помним, что лозунг «Анархия - мать порядка» утопичен. Поэтому нужно сделать так, чтобы ребенок понимал, что невыполнение домашнего задания и плохая учеба в целом имеют для него негативные эмоциональные последствия. То есть нужно создавать вокруг него поле Ваших ожиданий, в которой присутствуют обязательно две темы:

Нам важно, чтобы ты хорошо учился!

Очень важный аспект - ребенок должен знать, что выполнение им домашнего задания для вас важно! Для нас, взрослых, и то не для всех, понятно, что задания надо выполнять. Для ребенка это пока не совсем ясно - последствия своих побед ему еще не видны. Поэтому нужно ему это проговаривать. Скажите, что вы очень цените его старания, чтоб это не было само собой разумеющимся мероприятием

Текст ребенку: «Я или мы рады, когда у тебя все хорошо получается» или «Мы расстраиваемся, когда, когда у тебя плохие результаты».

Тогда ребенок усвоит, что вы уважаете и цените его труд, его усилия над собой, его способность проявлять волю, его растущую и крепнущую самостоятельность. Так у вас получится сформировать у него важнейшее качество и черту характера - делать усилия и уважать себя за достигнутый результат. Он будет способен достигать своих целей и ценить себя за свои достижения. Он научится мотивировать себя вот этим опытом и ощущением радости и подъема, которое будет следовать за каждой самопобедой. Помните, что даже в любимой работе всегда есть элементы рутины или, наоборот, сложности, с которыми надо научиться справляться, научиться их принимать и преодолевать. Важный нюанс - старайтесь делать свои комментарии для ребенка более четкими, ясными, конкретными. Не просто «Ты молодец!» или «Отлично!», а «Как я рада, что ты все сумел доделать! Я тобой горжусь!» Или « Мы с папой так довольны - ты и буквы выучил, и примеры без ошибок сделал! Просто герой!»

Гиперважная вещь: если у тебя что-то не получается - это не катастрофа для нас! Это позволит ребенку избежать излишней тревоги по поводу наказаний и разочарования в нем и снимет с процесса учебы негативный эмоциональный оттенок.

Текст ребенку: «Если у тебя что-то не так здорово выходит, знай, мы всегда тебе поможем», «Мы не будем тебя ругать за плохую оценку. Просто давай договоримся, если у тебя что-то не получается или ты что-то не понимаешь в школе, сразу говори и мы вместе разберем трудные места или объясним тебе не понятное. Мы всегда поможем, главное не запускать предмет, ок?», «Мы в курсе, что идеальных людей нет и у каждого человека может не получаться что-то свое и это нормально. Не бойся, что мы будем тебя ругать за ошибки. Просто знай, что их можно преодолеть, приложив усилия. И обращаться за помощью - это вполне нормально и мы только за!».

Вот эти два исходящие от вас послания должны витать в воздухе. Тогда ребенок получает вектор развития - то есть он не безразличен, его усилия кому-то важны и ценятся. Одновременно с этим родители не злобно контролируют его, а волнуются за него и готовы всегда помочь и оказать поддержку. Тогда у ребенка будет мотивация вас не разочаровывать. Плюс он будет кайфовать, когда ему будет удаваться вас радовать своими результатами. В итоге - ребенок будет делать уроки самостоятельно и учиться хорошо!

2. Инициация в мир взрослых.

Можно за семейным ужином или на прогулке «протолкнуть» ребенку тему, что теперь он стал более взрослым, тем более что он и сам к этому стремится, ожидая похода в первый класс. А у взрослых людей всегда есть такие дела, которые не хочется делать, но надо! Потому как это приводит к таким-то и таким-то «крутым» результатам. Обязательно подчеркнуть очень важные и позитивные последствия этих дел с пометкой «надо». И хорошо бы, чтобы все члены семьи рассказали ребенку, какие лично у них есть эти «надо» и почему важно их выполнять, чего от них хорошего. Например, надо приготовить обед, хотя не очень хочется, но все будут сыты и всем будет вкусно. Надо заниматься спортом - не хочется, но я буду хорошо себя чувствовать, не буду болеть и буду хорошо выглядеть. Надо чистить зубы… и т.д.

- Ты хочешь быть, как и мы, взрослым? Если да, то тогда у тебя тоже теперь будут свои «надо» - уроки. Мы тебя принимаем к нам в команду «взрослых», но ты нас не подведи. Мы все свои «надо» выполняем, и ты не отставай, договорились?

И в конце дня можно поделиться друг с другом, как нелегко давались каждому свои «надо», но мы - ура! - с ними справились, мы - хорошая команда! Можно посочувствовать друг другу и обязательно похвалить и сказать «спасибо» там, где эти «надо» обернулось благом для других (обед, приятные покупки).

Эффективные инструменты.

Проверяя домашнее задание ребенка, помните, что лучший способ освоить, запомнить и хорошо знать изучаемый материал - это не 100 раз его прочитать, а один раз его рассказать или сделать на базе этого материала какие-то здания.
Previous post Next post
Up