Пусть наши товарищи погибнут лучше от нашей руки, чем от руки царских палачей .

Sep 23, 2020 21:22

   Прочитана книга воспоминаний - "Пережитое" эс-эра В. Зензинова. Того самого Зензинова, которого Нина Берберова в своих мемуарах (прочтенных как раз перед этим - "Курсив мой") аттестует как "человека очень честного и очень глупого".
   Конечно, читая уже Зензинова, так и ищешь, где же он, сам про себя пиша, является то шибко честным, то шибко глупым. И, как ни странно, нередко он является... вполне себе умным (хотя и заметно попроще гениальной Берберовой). А глуп он явно, пожалуй, только раз - в весёлом описании тюремной забавы, замечательно исполняемой одним удальцом-сокамерником: поджигание бумажек между пальцев спящей жертвы...
      Но из важного в его воспоминаниях - примеры наипричудливой и наиразнообразнейшей психологии террористов. Напомню: эс-эры - принципиальные и изначальные террористы (в отличие например от большевиков).
    Вот как например оценить такой поворот в мозгах их вождя Гершуни, когда он собирается искупить предательсво другого вождя Азефа... чем бы вы думали?


Да смертью - тройной! - своей, Азефа и царя Николая Первого. Вот вам и соответствующая цитата (речь в ней о моменте, когда подозрение в провокаторстве начинают крепнуть в отношении Азефа-вождя, который тут называется партийной кличкой ИВАН):

Постепенно эти разговоры стали принимать более определенный характер - стали называть имя Евгения Филипповича Азефа, т, е... главы Боевой Организации!

Всё это вызывало страшное волнение в центральных партийных кругах. Гершуни от этих чудовищных слухов страдал больше, чем от своей болезни. "Единственный способ, - говорил он, - покончить с этими слухами, это после моего выздоровления организовать центральное дело (против царя). Оно все равно уже поставлено на очередь. В нем должны принять участие я и Иван. И когда мы оба погибнем, честь Ивана в партии будет восстановлена"...



Фото Е. Ф. Азефа.  Не знаю, как кому, а мне такая логика поступков и их значений, кажется дикой. Впрочем - я и не воцерковлён особенно-то. А вон у христиан казнь Бога - запросто искупает (!) грехи всех в него верящих грешников.
   Но вернёмся к психологии террористов. Ещё одна трагикомедия - пламенные борцы рвутся вмешаться в судьбу товарищей, попавших в лапы Охранки:
...."Накануне самого суда я узнал, что наша партийная ревельская организация на свою собственную ответственность решила вмешаться в события. Товарищи были убеждены, что все арестованные будут приговорены к смертной казни и расстреляны... Знали, где будет происходить суд - дорога к нему... шла по узкой улице, очень удобной для нападения. Была в распоряжении организации даже квартира, откуда можно было забросать бомбами весь отряд с арестованными, когда осужденных будут под окнами этой квартиры вести обратно после суда. "Пусть наши товарищи погибнут лучше от нашей руки, чем от руки царских палачей - зато при этом погибнет и стража, которая их будет окружать!"
   Когда я узнал об этом ужасном плане, я запретил им действовать от имени Центрального Комитета. Очень неохотно, но моему приказу они подчинились."
       Конец цитаты и естественное заключение: нет, не так уж глуп наш мемуарист-террорист!
             В. Зензинов


  Но вот вам, милые читатели и последний пример извращения террористических мозгов - Маруся-медичка (светлая личность) и её логика делания добрых дел на благо человечества:
       "Маруся была медичкой. Она мечтала помогать людям, спасать погибающих.
Пафосом и смыслом ее жизни было - принести себя в жертву ближнему. Недаром и брат ее был толстовцем (...). В нашей дружеской среде мы всегда подсмеивались над ней, над ее христианской любовью к ближнему, среди которых она не отличала волков от овец...

...Я долго не мог понять, как Маруся могла пойти на террор - в ее душе не могло быть чувства ненависти ни к кому, она жила одной лишь любовью к людям. Кроме того, она была очень религиозной. В конце концов я понял, что она пошла в террор не на убийство, а лишь для того, чтобы принести себя в жертву. Когда она окончательно решила пойти в Боевую Организацию, в интимном разговоре с Маней Тумаркиной она так объяснила свое решение: "самая страшная вещь - убить человека и поэтому я должна это взять на себя"...
- Для Боевой Организации она была ценным приобретением: никто, конечно, смотря на нее, не мог подумать, что эта милая, прелестная девушка могла быть членом страшной террористической организации!..".
    У меня после всего этого только одно добавление - из 21 века: протестанские неоконсерваторы, вдохновившие "Войну против терроризма", а предварительно - и сам теракт 9-11, имели вот какую логику:
кого ни убивай в каких-либо терактах (или иначе) - всё во исполнение воли Божьей.
Воли Всеведающего, Всемогущего и Всевоздающего.

Зензинов, террор, эсэры, психология, 1906, убийство, терроризм, 2020, революция, Россия, нравственность, 20 век, мемуары

Previous post Next post
Up