"Чума" - какая чума?! От героя до тирана - один шаг.

Sep 10, 2020 09:54

      Августовские пляжные чтения порадовали: писано самим Наполеоном.


Книжка занимательная в смысле познаний в военном деле и в политике,
но уж конечно - и образчик цинизма и лицемерия величайших.
   О чуме Наполеон пишет сначала косвенно (симптомы...), потом естественно переходит к её отрицанию его лекарями во избежание паники... что и удалось!..
     Впрочем, через несколько месяцев пришлось всё же согласиться (с кем? с теми, кто не поддался лживой пропаганде?), что это не чума.
      ...Именно пример с чумой в Яффе известен и как классический случай лжи для пользы дела.
  Ведь в своё время Пушкин оправдывал облагораживающую Наполеона ложь, а когда эта ложь раскрылась, то пожелал нераскрытия её. А именно - того, что Наполеон в Яффском лазарете НЕ прикасался к чумным больным, то есть - вовсе не рисковал своей жизнью ради ободрения хворого войска, как писала его пропаганда (в том числе, глядя в его мемуары).
 "Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него - тиран!"
...Ну да, Пушкину казалось естественным, достойным такое положение вещей: слава "героя" держится на лживой пропаганде, "оставлении" ему "сердца".
   (ведь и Николаю Первому он наоставлял этих органов, например в стансах "В надежде славы...")
         "...Марш через пустыню был весьма утомительным, а переход от чрезвычайно сухого климата к сырому и дождливому отразился на здоровье солдат. Госпиталя, открытого в монастыре монахов ордена Святой земли, не хватало. Число больных достигло 700, коридоры, кельи, дортуары, двор были забиты ими. Главный хирург Ларрей не скрывал своих тревог; несколько человек умерло через сутки после поступления в госпиталь; болезнь их прогрессировала с большой быстротой, были обнаружены симптомы чумы. Болезнь начиналась с рвоты; температура поднималась очень высоко, больные страшно бредили; в паху у них появлялись бубоны, и, если сразу же затем последние не прорывались, больной умирал. Монахи ордена Святой земли заперлись и не пожелали больше общаться с больными, санитары дезертировали, госпиталь был до такой степени покинут, что не хватало питания, и офицерам медицинской службы приходилось все делать самим. Тщетно опровергали они тех, кто хотел видеть симптомы чумы в том, что, по их словам, являлось лишь известной злокачественной лихорадкой, именуемой «бубонной». Тщетно показывали они пример, удвоив заботливость и рвение; армию охватил страх. Одной из особенностей чумы является то, что она более опасна для тех, кто ее боится; почти все, кто позволил страху овладеть собой, умерли от нее. Главнокомандующий избавился от монахов ордена Святой земли, послал их в Иерусалим и Назарет; он лично отправился в госпиталь, его присутствие принесло утешение больным; он приказал оперировать нескольких больных в своем присутствии; бубоны проткнули, чтобы облегчить наступление кризиса; он прикоснулся к тем, которые казались наиболее потерявшими присутствие духа, чтобы доказать им, что они страдают обычной, незаразной болезнью. Результатом всех принятых мер явилось сохранение армией уверенности в том, что это не чума; лишь несколько месяцев спустя пришлось все же согласиться с тем, что это была чума. Впрочем, не пренебрегали и обычными мерами предосторожности; было строго приказано сжечь без разбора все захваченное при разграблении города; однако к подобным предосторожностям прибегают в госпиталях всякий раз, как начинаются эпидемии злокачественных лихорадок.

Наполеон, отпуск, пляж, книга, 2020, Египет, 19 век, Пушкин, война, мемуары, Испания, ложь, пропаганда, Валенсия, чума, слава, эпидемия

Previous post Next post
Up