Господа, сначала хорошие новости: у Пастернака есть нечто одно по крайней мере, что точно мне понравилось: перевод "Гамлета", читанный мною в 1977 году.
Плохие новости тоже не первой свежести: в 2010 году Иван Толстой по ТВ (ШКОЛА ЗЛОСЛОВИЯ) рассказал об истории издания "Доктора Живоаго". Вот ссылка на первую часть того "интервью" с ним, да и остальные 4 десятиминутки есть там же на ю-тюбе:
http://www.youtube.com/watch?v=fibfwmBHcXUИван Толстой написал аж целую умную книгу о захватывающих событиях полувековой давности: в 1959 году издан по-русски "Доктор Живаго", а Пастернак получил - одновременно - Нобелевскую премию по литературе.
Для меня из того интервью следуют ещё более печальные вещи (вообще стоит, стоит посмотреть его целиком):
Тем, кто выдвигал Пастернака на Нобеля оный роман был либо неизвестен, либо - неценен как литературное произведение.
Те шведы, которые задавались вопросом, а достойна ли хотя бы поэзия Пастернака Нобелевской премии (ещё до получения ими романа ДЖ), нашли и его поэзию НЕДОСТОЙНОЙ её.
Итальянцы, переводившие его на итальянский - а это был первый его перевод с русского - также весьма недооценили шедевр.
Кто же был ЗА присуждение Пастернаку Нобеля? Оказывается, пуще-то всего - американское ЦРУ, на деньги которого роман и был издан по-русски... кстати - уже после изданий переводов его на 3 европейских языка.
(силовое учреждение как ценитель литературы может и не удивлять после того, как литературу награждает - посмертно и преславно - изобретатель динамита)
Напомню, что за той премией 1959 года последовала травля Пастернака в СССР, его отказ от премии и вскоре за всем этим - его смерть.
Напомню уже от себя, что этот его роман я лично читать просто не смог - по причинам, высказанным Набоковым: он "фальшив, скучен..." и так далее.
Как видно, все эти конундрумы могут и породить умную книгу спустя полвека. А не только очередную констатацию: все-де суета, тлен и яркая заплата на рубище.
Однако досадно, что (во всяком случае - из того интервью с И. Т.) непонятно - как все-таки пропихнули на ту премию 1959 года столь убогого кандидата).
(на снимке - монумент генералу Гарнье как раз напротив кафе "Клозри де Лила", где в 1935 году от Андре Бретона получил по морде Илья Эренбург; почему КАК РАЗ? - ясно из того же интервью И. Толстого; не будь того мордобоя - не было б, поди, и той Нобелевской заварухи; а вот кстати тут и генерал - иллюстрация вездесущести силовых структур)