Иосиф Бергер "Крушение поколения" (перевод с английского, 1973, EDIZIONI AURORA Firenze),
стр. 199:
"Физические пытки... начали вводить только во второй половине 1937 года. Но с тех пор и до 1939 года, а потом - во время войны и в конце сороковых годов пытки применялись в девяти случаях из десяти. В результате люди подписывали "признания" в несуществующих преступлениях, втягивая в них сотни ни в чём не повинных людей. А некоторые из тех, кто не мог себя заставить пойти на это, выбирали такой же верный, но более быстрый путь к смерти: они просто говорили то, что думали, то, что у них накопилось на душе. Они безостановочно говорили целыми сутками на допросах и требовали, чтобы следователи всё зановили в протокол..."
стр. 211-212 (о Бессо Ломинадзе - 1935?):
"Перед отъездом из Москвы Бессо удалось повидаться со Сталиным. Но Сталин принял его холодно. Это привело Бессо в отчаяние...
- Есть только один выход. Если тысячи пойдут на это: не на демонстрации, не на протесты, а на смерть... Сто тысяч самоубийств ведущих членов партии заставили бы Сталина задуматься...
...Обеспокоенные друзья решили следовать за ним. На полпути к Челябинску они увидели его машину, а неподалёку, в поле, труп застрелившегося Бессо Ломинадзе".
КОНЕЦ ЦИТАТ
-------------Я нахожу логику ("Сто тысяч самоубийств ведущих членов партии заставили бы...") товарища Бессо сходной с логикой христиан. У них тоже "победа" и "спасение" - вовсе не через изничтожение Сатаны, но через казнь Бога.
Впрочем, и у детей всё так же логично: "Сейчас сделаю темно!" - и загрывал глазки, полагая, что весь мир от этого погружается во тьму ("От двух до пяти").
(на снимке - выставка плакатов в аэропорту Тель-Авива)