В Русском музее хранится грандиозное (3,5 х 4 м) полотно Василия Яковлева "Спор об искусстве“, 1946 года. Изображена, якобы, студия художника, наполненая предметами абсолютно несовместимыми с советским бытом: ковры, антикварная мебель, барельефы, роскошные ткани, статуэтки, серебряные вазы, букеты цветов. Мольберт. В помещении полумрак. На возвышении, устланном коврами в трепетной позе сидит рубенсовская по-формам и по-рубенсовки написанная обнаженная модель (жена художника Екатерина Васильевна Машкова-Яковлева) - золотисто-светящаяся, в ямочках и складках. У подножия возвышения на роскошном ковре валяется сброшенное, чисто советское белье. Несколько теряющихся в полумраке мужчин несоветской внешности с кистями и палитрами, с не по-советски страстными жестами изучают модель. Технический уровень - сказочный. Картина двусмысленна и иронична до предела при полном формальном соответствии невинной теме. Даже слишком невинной для того времени. Картина советская, сталинская, и одновременно в ней абсолютно все не стыкуется со временем: антураж, детали, композиция, персонажи, модель, идея (в 1946 годы споры об искусстве в СССР проходили совсем не так). Даже стиль - сочный, предельно отточеный академизм, совершенно непохож на тупой сталинский неоклассицизм пополам с передвижничеством.. Анализировать ее можно еще долго. Трудоемкость полотна, явно заказного, вполне соответствовала риску, которому подвергался автор, если бы Сталину пришло в голову то, что написано выше. В Русском музее есть еще одно большое полотно Яковлева "Старатели пишут письмо творцу Великой Конституции“ 1937 - откровенная до наглости пародия на "Запорожцев, пишущих письмо турецкому султану“ Репина.
Это уровень авангардистскому соцарту недоступный...."
Из статьи "Cоцарт на тропе борьбы" автор Б.Хмельницкий
http://www.port-folio.org/2004/part865.htm https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=1135http://znamlit.ru/publication.php?id=827