страсти по Эльзасу-Лотарингии

Jun 15, 2019 05:54

    Видно, наболело это у них: что ни мировая война - тягают каждый себе Эльзас с Лотарингией!
(он узнаётся в лубковом жанре по контуру башни Страсбургского собора)
      А вот и соответствующие карикатуры, где более поздний художник не затруднялся поиском выразительных символических образов, а просто спёр их у более раннего художника:
метла, выметающая из Эльзаса-Лотарингии проклятые атрибуты германской - чи, хай будэ французськой - культуры.
   С последующей заменой - на французьскую - хай будэ на германскую!
   Оценим и картографическую корректность: германская метла метёт с востока на запад, французская - назад!
   А как верхнему художнику удалось сделать чуждого орла ещё более убогим, чем был прежде сделан родной петух!
   ...Не правда ли, нам-то со стороны хорошо видна смехотворность, ничножность и фальшь всех этих политических страстей?



...Впрочем... если учесть качество эльзасских вин и тамошней квашеной капусты с копчёностями... да ещё красоту витражей Шагала в соборе Метца...
   А чёрт его знает, может и было из-за чего рисовать карикатуры убивать друг-друга в мировых войнах? 


Проницательный читатель почувствует тут и мою мысль об определённой слабости жанра карикатуры вообще: карикатура, как видим вообще подобна дышлу - куда её повернёшь, туда и вышла! 
  Проницательный читатель должен уже автоматически, завидя карикатуру, её выворачивать в другую сторону; так он поймёт, что заказчик карикатуры - правитель не вечный. И что тому же художнику может быть уже скоро - по историческим меркам - заказана карикатура противоположного содержания.
И что следует просто наплевать на обоих из них... и поступать по жребию, как хочется самому.

Страсбург, Эльзас, 2019, пропаганда, Франция, карикатура, Инвалиды, музей, плакат

Previous post Next post
Up