Дочитал "Белеет парус одинокий" - с иным чувством, чем начинал читать какие-то 10 дней назад.
https://igparis.livejournal.com/666181.html......Читать оный - и впрямь замечательно после "Войны и мира". Иначе - когнитивное известно что. При чтении невольно выслеживаешь фальшь: как же вот такой талантливый стилист - а так подмахивает политическим авантюристам?! Матрос-большевик получает помощь от вроде бы лояльного и экологически грамотного мальчика-гимназиста (напомню - по имени Петя Бачей, чей прототип был, как всем понятно, сам Валентин Катаев в его 7,5 лет)!?
Но всё становится на свои места при сравнении с общей фабулой "Войны и мира": начало - нашествие Бонапарта на Русь, кульминация - пожар Москвы, финал - исход Бонапарта из Руси, понятый автором как ПОБЕДА над ним (битва под Лейпцигом 1813-го, отречение в Фонтенбло 1814-го и всякое там Ватерлоо 1815-го - понятно, не в счёт). Автор именно одобряет Кутузова за построение "золотого моста" отступающему противнику.
Так вот - и в "Белеющем парусе" начало - вторжение беглого потёмкинского матроса Родиона Жукова в дачный при-одесский рай мальчика Пети - начало; затем осенние перестрелки в Одессе - кульминация; и в финале... (барабанную дробь, маэстро!) - отплыв всё того же жучилы-инсургента под парусом обратно в Румынию - чем опять же не победа и золотой мост отступающему крупному пакостнику!?.. Во всяком случае, гимназисту Пете этим финалом вполне обеспечен очередной полноценный дачный досуг на черноморском побережье, как и в прошлом году.
(как мы, его потомки, знаем, новое появление большевиков парусов в тех местах будет только 12 лет спустя - и оно будет более кровавым алеющим; прототип же Пети, Валя Катаев и начнётся именно тогда как писатель и как редкий в своём роде большевизан)