Наконец после многократных попыток я вчитался в "В окопах Сталинграда"... и - не удивился, встретив там открытия.
...Вот одно из них - предметное доказательство того, что Второй фронт был открыт в 1942 году.
Правда, НЕ в Европе, как кое-кому хатэлось бы, а пока только в Африке - но именно с явным ЭФФЕКТОМ отвлечения немецких сил прочь от СССР.
Седьмого вечером приходят газеты с докладом Сталина. Мы его уже давно ждем. По радио ничего разобрать не удается - трещит эфир. Только - «и на нашей улице будет праздник» - разобрали.
Фразу эту обсуждают во всех землянках и траншеях.
- Будет наступление, - авторитетно заявляет Лисагор; он обо всем очень авторитетно говорит. - Вот увидишь. Не зря Лазарь говорил прошлый раз, помнишь? - что какие-то дивизии по ночам идут. Ты их видишь? Нет. И я не вижу. Вот и понимай…
Сталин выступал шестого ноября.
Седьмого союзники высаживаются в Алжире и Оране. Десятого вступают в Тунис и Касабланку.
Одиннадцатого ноября в семь часов утра военные действия в Северной Африке прекращаются. Подписывается соглашение между Дарланом и Эйзенхауэром. В тот же день и тот же час германские войска по приказу Гитлера пересекают демаркационную линию у Шалонсюр Саон и продвигаются к Лиону. В пятнадцать часов итальянские войска вступают в Ниццу. Двенадцатого ноября немцы занимают Марсель и высаживаются в Тунисе.
Тринадцатого же ноября немцы в последний раз бомбят Сталинград. Сорок два «Ю-87» в три захода сбрасывают бомбы на позиции нашей тяжелой артиллерии в районе Красной Слободы на левом берегу Волги. И улетают.
В воздухе воцаряется непонятная, непривычная, совершенно удивительная тишина.
После восьмидесяти двух дней непроходимого грохота и дыма, после сплошной, с семи утра до семи вечера, бомбежки наступает что-то непонятное. Исчезает облако (дыма - IGPARIS) над «Красным Октябрем». Не надо поминутно задирать голову и искать в безоблачном небе противные треугольники (немецких бомбардировщиков - IGPARIS). Только «рама» с прежней точностью появляется по утрам и перед заходом солнца, да «мессеры» иногда пронесутся со звоном над головой и почти сразу же скроются.
- Ясно - немцы выдохлись. И в окопах идут оживленные дискуссии отчего, почему, и можно ли считать африканские события вторым фронтом."