Первый момент - Пушкин в "Гавриилиаде" сам напророчил себе смерть.
См. финал "Гавриилиады", где 21-летний Пушкин мудро желает себе в будущем терпенья (к изменам жены, ни больше ни меньше!), обращаясь к Всевышнему с такой вот молитвой:
""...О рогачей заступник и хранитель,
Молю - тогда благослови меня,
Даруй ты мне блаженное терпенье,
Молю тебя, пошли мне вновь и вновь
Спокойный сон, в супруге уверенье,
В семействе мир и к ближнему любовь."
ВИКИ приводит ещё характерные штрихи - уже из позднейших отголосков истории с "Гавриилиадой" и отречением от неё Пушкина: "Впоследствии сюжет с писателем, отказывающимся от авторства «преступной поэмы», был использован Пушкиным в мистификации «Последний из свойственников Иоанны д’Арк», написанной в январе 1837 г. незадолго до дуэли с Дантесом (таким образом, она оказалась последним его произведением). В этом тексте
Вольтер отрекается от авторства «
Орлеанской девственницы», испугавшись дуэли с потомком брата
Жанны д’Арк."
Пикантность, как мы понимаем, ещё и в том, что дуэль (сатаны и архангела) - один из сильных эпизодов "Гавриилиады"; а измена (повод для издёвок над всеми тремя любовниками и повод для дуэли между двумя из них) - другой её сильный эпизод.
...Прошло каких-то 15 лет с 1821 года, и Пушкин-муж... поступает не так, как советовал он же, былой
Младых богинь безумный обожатель,
Друг демона, повеса и предатель..."(!)
Ну, то есть - измены не потерпел, на дуэли дрался... Знать, не дал ему Бог того терпенья, что было прошено в молитве 1821 года.
(вон и в дуэли Онегина с Ленским - нехорошее предчувствие - но это другая большая тема)
....Второй занятный момент в "Гавриилиаде", только что мной замеченный (при перечтении текста в кои-то веки) - богословский и исходящий из вот каких строк (тут бес толкует деве Марии о Еве и Творце - ещё до грехопадения Евы с Адамом):
- Попы вас обманули,
И Еву я не погубил, а спас! -
«Спас! от кого?»
- От бога. -
«Враг опасный!»
- Он был влюблен... -
«Послушай, берегись!»
- Он к ней пылал -
«Молчи!»
- любовью страстной,
Она была в опасности ужасной.
...и исходящий из вот ещё каких строк на ту же тему:
Еврейский бог, угрюмый и ревнивый,
Адамову подругу полюбя,
Ее хранил для самого себя...
Раньше я не останавливался на этом моменте - а ведь он занятен не просто очеловечиванием Творца, "влюблённого" в "праматерь" Еву. А теперь я остановился, подумав: отчего любой христианин, верящий в этот сюжет с сотворением человеков, естественным образом не подумает: а ведь и правда - Бог-Творец мог бы... просто полюбить земную, им созданную женщину как жену.
Эту простую - и еретическую, разумеется,- мысль у Пушкина высказывает сатана... - но пришла-то в голову она и самому Пушкину, - вообще говоря, человеку неглупому, если не сказать философу.
Пушкин в "Гавриилиаде" описывает (не то слово) "непорочное зачатие" "Сына Человеческого" (Христа) - как раз исходя из естественности, положительности, желательности такого события... Другое дело, что он мог вообще-то и не верить в его реальность... Так вот, вспоминая о Еве-"прародительнице", поэт-философ дважды (см. выше) упоминает о любви к ней - вполне мужской, плодотворной и даже ревнивой и собственнической - Бога-Отца.
И неужели у него самого не появилась мысль об "альтернативном Бытии" с заменой Адама на Бога-Отца? То есть - заменой земного, слабого, неразумного, смертного (Адама) - на Отца Совершенного?
Повторяю: в контексте зачатия этим Отцом Совршенным Иисуса Христа от Марии - отчего не подумать о подобном же зачатии от Евы... - тогда уже зачатии ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА?
Подобный мне атеист мыслит и дальше: будь в Шестой день творения создан из праха не мужчина, а женщина - и только она - и произойди тогда вполне естественное, всем известное и понятное непорочное зачатие - то история человеческая потекла бы НЕ ТАК... - Не так ужасно, надо уточнить.
Ну да, не пришлось бы тогда создавать Адама... Ну и что ж за беда?
И не пришлось бы тогда создавать и Иисуса... - но тогда не пришлось бы и жертвовать его! (уже умолчим о Потопе, казнях египетских и прочих бесчинствах Бытия канонического)
Подобный мне атеист тут уже и потеряет интерес к дальнейшим рассуждениям - просто не веря вовсе в бытность всего этого, начиная с "первочеловеков" и Творца.
Но верующий-то христианин - почему бы далее не задумался над тем, что ему ясно подсказывает Пушкин-философ:
1) Творец поступил лучшим ли образом, не женившись на Еве? (а только на Марии, то есть, когда было уже поздно)
2) Творец дал себя опередить змию - совсем как в "Гавриилиаде" сатана-любовник опережает и Творца, и его "скорохода" (Гавриила... - которому в истории с "перволюбовницей"-Евой также есть параллель - Михаил-гонитель-из-рая).
Нет, стôит иногда перечитывать классику.