"А может быть, мы и живём - для воспоминаний?" (Ю. Олеша)

Jun 20, 2009 21:48


(скоро от этого Чрева Парижа тоже останется одно воспоминание)
                                                                                                                                                                                                                                                                    Привожу здесь фрагмент из книги С. Алексиевич о Чернобыле. Автор задаётся вопросом о назначении воспоминаний. Я думаю, что основных им назначений имеется два: воспоминания суть опыт, исследуя который строго (в идеале - научно), можно лучше понять окружающий мир; второе назначение - воспоминания суть материал для мифов, у которых, в свою очередь, ещё несколько назначений: мифы утешают, мифы служат пропаганде и вообще политике... Естественно, что мифотворчество на почве воспоминаний нередко выглядит как научное их исследование - по намерениям ли самих мемуаристов, нечаянно ли.
     Главное тут: "мифы утешают...".
http://pripyat.com/publications/2005/09/05/248.html

ГЛАВА ПЕРВАЯ
     ЗЕМЛЯ МЕРТВЫХ

Монолог о том, зачем люди вспоминают

"Вы взялись об этом писать? Об этом! А я не хотел бы, чтобы обо мне это
знали... Что  я там  испытал... С  одной  стороны,  есть желание  открыться,
выговориться,  а с  другой  - чувствую,  как я обнажаюсь,  а мне бы этого не
хотелось...
     Помните,  у  Толстого?  Пьер Безухов так потрясен после войны, что  ему
кажется  - он и весь мир изменились навсегда. Но проходит какое-то время,  и
он говорит  себе: "Так же буду ругать кучера,  так  же буду брюзжать". Зачем
тогда  люди   вспоминают?   Чтобы   восстановить   истину?   Справедливость?
Освободиться и забыть? Понимают, что они -  участники грандиозного  события?
Или ищут в прошлом  защиты?  И это  притом, что воспоминания - хрупкая вещь,
эфемерная, это не точные знания, а догадка человека о самом себе. Это еще не
знания, это только чувства.
     Мое чувство... Я мучался, рылся в памяти и вспомнил...
     Самое страшное со мной было в детстве... Это - война...
     Я видел, как женщина сама себя убивала. В кустах у реки. Брала кирпич и
била себя по  голове. Она  была беременная от  полицая, которого вся деревня
ненавидела.  Еще, будучи  ребенком, я видел,  как рождаются  котята. Помогал
матери  тянуть теленка из  коровы,  водил на  случку к кабану нашу свинью...
Помню...  Помню,  как  привезли убитого отца, на нем  свитер,  мама сама его
вязала, отец,  видимо,  был  расстрелян из  пулемета  или автомата  и что-то
кровавое  прямо  кусками  вылезало из  этого  свитера.  Он  лежал  на  нашей
единственной кровати,  больше  положить  было  некуда.  Потом его похоронили
перед  домом.  И земля  не пух, а тяжелая глина. Из-под грядок для  бураков.
Кругом шли бои... На улице лежали убитые кони и люди...
     Для меня это настолько  запретные воспоминания, что я не говорил  о них
вслух...
     Тогда я воспринимал смерть  так  же,  как и рождение... У меня примерно
было  одинаковое чувство, когда  появился  теленок из  коровы...  Появлялись
котята... И когда женщина в  кустах убивала  себя...  Почему-то это казалось
мне одним и тем же, одинаковым... Рождение и смерть...
             Хотел  забыть. Все забыть... Забывал...  Я думал, что самое страшное со
мной уже было... Война... И я защищен, я теперь защищен...
     Но вот я поехал  в чернобыльскую зону... Много раз уже был там... И там
понял, что я бессилен. Я разрушаюсь... Прошлое меня уже не защищает... В нем
нет  ответов... Всегда  они  раньше  были,  а  сегодня нет.  Меня  разрушает
будущее, а не прошлое..."
       ПЁТР С., психолог.
-------------------------------------------------И кстати - никого не удивляет: вид рождения человека (родов) - мы полагаем почти неприличным и уж точно не красивым. Где вы видели изображение родов в искусстве? Их, мягко говоря, немного.

А СМЕРТЬ, а убийство? Даже говорят "красивая смерть!" - всякое такое вроде "стрелой пронзенный", "с свинцом в груди" , "умирающий лебедь"... - буквально от распятий Христа, от избиений младенцев - до Матросова на амбразуре (под музыку Шостаковича) и расплющенных терминаторов: сколько в смерти эстетичности, явленной во всех видах и жанрах! 

воспоминания, память, психология, миф, смерть, искусство

Previous post Next post
Up