Ссылка на старую передачу (1990) с историком М. Геллером... от которого я ждал лучшего.

Jul 20, 2024 20:12

Легендарный историк Михаил Геллер пытается постичь тему "философского парохода"... но постичь сугубо политкорректно, лишь жалко промямливая важнейшие аспекты.
1. Да, вполне допустима прямая связь высылки "философов" с голодом в Совдепии 1921 года, с Комитетом Помощи голодающим и далее - с американской миссией помощи АРА. Но ведь вопрос встаёт не только о заявлении ими "лояльности совдепам", а о том, должны ли были "философы-комитетчики" стать спонсорами (вынужденными) этой помощи?
2. Допустим, именно "философам" некие благодетели "доверяли" и именно им деньги на эту помощь предлагали. Так кто это был? Американская АРА с лично Гувером во главе? Или кто?
3. Почему Геллер упоминает директиву Ленина о состоятельных "заложниках", под неприкосновенность которых и должен был большевиками централизованно реквизироваться хлеб? Такова же была и роль "философов"? Кстати, почему в этой связи, в делах года 1922, упоминается имя Свердлова, умершего ещё в 1919 году?
4. Высылка "философов" означала ли их фактическую экспроприацию? Если да, то на каких условиях? На тех же, что и высылка евреев Гитлером в 1930-х годах из Германии - только при оставлении ими для рейха 95% своего имущества?
5. Какова здесь роль кремлёвского эмиссара Литвинова в Риге? Ведь в свете позднейших открытий А. Мосякина эта роль была в переправлении российского золота на Запад ("откуп за не-интервенцию Антанты") через Прибалтику и Швецию?
6. Отказывались ли "философы" своими личными средствами (в размере под 95%) помогать голодающим? Судя по общему их, "философов", количеству - около 9 тысяч - подавляющее их большинство всё же в Совдепии осталось: выслано ведь было около 280 человек? А академик Павлов и ему подобные не-высланные - они раскошелились в пользу голодающих (или большевистского режима) полностью и добровольно?
Все эти вопросы М. Геллер позорно замял.
https://youtu.be/DwNL2B9LJWc
=
==========
...А впрочем, в Википедии находим некоторую ясность:

​​​​​​​По свидетельству Л. А. Когана, идея изгнания инакомыслящих начала прокладывать себе дорогу задолго до массовой депортации умов, а в числе её первых жертв были деятели Помгола: Н. А. Дмитриева тоже предлагает видеть истоки событий в более раннем периоде: в 1921 году советская власть предприняла первую попытку сотрудничества с широкой общественностью для преодоления голода при организации Комитета помощи голодающим (Помгола). «Большевиков смутило то, что вместо помощи голодающим на местах члены комитета стали активно устанавливать связи с заграницей и собираться туда в качестве миссионеров для проведения переговоров о поставке продовольствия, к чему советская власть не была готова, - указывает учёный. - Эмигрантская пресса освещала эти события превратным образом. В частности, белоэмигрантская газета „Общее дело“ писала, что на местах отряды Помгола захватывают власть, поскольку Советы не справляются с проблемами». На деле никаких отрядов у Помгола не существовало в принципе и именно советская власть и работала на местах, так что стратегии власти и общественников в борьбе с голодом не совпали.
В мае 1922 года В. И. Ленин предложил заменить применение смертной казни для активно выступающих против советской власти высылкой за границу.
Тогда же Ленин в своём письме Ф. Э. Дзержинскому высказал мысль, что журнал «Экономист» - «явный центр белогвардейцев… Всё это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация её слуг и шпионов и растлителей учащейся молодёжи. Надо поставить дело так, чтобы этих „военных шпионов“ изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу».
Философам в списке 22 июля, который был представлен ГПУ, была дана краткая характеристика, которая была составлена в результате серьезных проверок, где обсуждали каждую фамилию. Часть интеллигенции была университетскими профессорами. Ярым оппонентом веховства выступил В. И. Ленин, упрекая М. О. Гершензона и всех веховцев в том, что они стали ренегатами, предателями пролетарского дела, раньше примыкающие к освободительному движению (Николай Александрович Бердяев, Пётр Бернгардович Струве, Богдан Александрович Кистяковский, Сергей Николаевич Булгаков), но перешедшие на позиции реакционного самодержавия, оправдываясь тем, что самодержавие ограждает их от народного гнёта. Ленин понимал кто эти идеи высказывает и насколько высказанные идеи могут овладеть массами и опасался веховства, которое в новом качестве возродится в Советской России и что значительная часть интеллигенции будет поражена этими идеями.
Л. Д. Троцкий в интервью американской журналистке Стронг назвал эту акцию «гуманизмом по-большевистски»: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».
Среди высланных летом и осенью 1922 года (за границу и в отдалённые районы страны) наибольшее количество было преподавателей высших учебных заведений и в целом лиц гуманитарных профессий. Из 225 человек: врачи - 45, профессора, педагоги - 41, экономисты, агрономы, кооператоры - 30, литераторы - 22, юристы - 16, инженеры - 12, политические деятели - 9, религиозные деятели - 2, студенты - 34.
Вероятно, это было ответной мерой СССР на «советский ковчег», который тремя годами ранее (21 декабря 1919 года) отправили из США.
«Советский ковчег», также «красный ковчег», - метафорическое название парохода «Буфорд», отправившегося из Нью-Йорка 21 декабря 1919 года с 249 уроженцами бывшей Российской империи, депортированными из США за политические взгляды в Советскую Россию, что стало крупнейшей депортацией из США по политическим мотивам. 184 депортированных были членами «Союза русских рабочих США и Канады», остальные принадлежали к коммунистической и социалистической партиям, десять - к «Индустриальным рабочим мира». Семь человек не имели отношения к политике.

пароход, ответ, США, конспирология, корабль, голод, вики, интеллигенция, демагогия, 1990, изгнание, 1921, философия, эмиграция, АРА, Геллер, 2024

Previous post Next post
Up