Качи-Кальон

Jun 25, 2022 11:38

Поговорка англичан "Мой дом - моя крепость" ярко иллюстрируется в пещерных городах Крыма. Жилища древних людей селения
Качи-Кальон,  что  в  Качинской  долине,  в  полной  мере  были  теми  местами,  где  они  могли  чувствовать  себя в  абсолютной
безопасности.  Правда,  ситуация  осложнялась  тем,  что  войти  в  дом  можно  было  только  по  веревочной лестнице,  но  это
неудобство  в  полной  мере  компенсировалось  чувством  защищенности  и покоя,  которые всегда составляли одну из главных
ценностей человеческого жития.



Игорь Самусенко · Ascension

В начале нашей эры эти земли населяли готоаланы и потомки тавроскифов. Занимаясь в основном земледелием, и, находясь на
древнем торговом пути, они основали ряд сельских поселений, которые со временем разрослись в крупные винодельческие
центры. Из одного такого поселения и выросло городище Качи-Кальон.


Качи-Кальон стоял на бойком и веселом перекрестке торговых дорог, соединяя через перевал Кибит-богаз юго-западную
часть полуострова с Южным берегом Крыма. Для обслуживания купеческих караванов обычно при поселениях была торгово-
ремесленная прослойка кузнецов, хлебопеков, содержателей харчевен. Здесь утомленные путники могли найти ночлег, купить
пищу, подковать лошадей, починить повозки, приобрести оружие и нанять проводников.


Расцвет Качи-Кальона приходится на VI - XVIII века. Плодородные наносные почвы, мягкая зима, обилие источников воды,
близость к торговым путям сделали селение главным виноделом Крыма.


Со временем винная привилегия переместилась на южный берег, но обилие археологических находок говорит о том, что качи-
кальонцы в средние века имели громадный успех в деле производства солнечного напитка.


Технология приготовления вина в общих чертах выглядела так. Собранный виноград давили на специальных каменных площадках -
тарапанах. На первой площадке сок давили ногами, на второй - легким прессом, на третьей - тяжелым прессом. Отжатый сок
(сусло) из тарапанов стекал в прямоугольные ёмкости. Здесь вино зрело, набирало кондиции. Соответственно вино первой
выжимки было самым дорогим, а напиток из-под тяжелого пресса - самым дешевым, "вином для рабов".


На складах, примыкавших к винодельням, хранили готовое вино в пифосах - огромных глиняных сосудах с заостренным дном.
Пифосы обычно зарывали в землю. А транспортировали вино в трюмах кораблей в амфорах - двуручных кувшинах, тоже с
острым дном, на специальных подставках или зарытыми в песок.


Для экономной транспортировки вино сгущали, уваривая его. Только вот это мне непонятно. Ведь при уваривании удаляется
один из главных компонентов вина - этиловый спирт. Но может быть у древних были свои требования к качеству этого продукта
и спирт не являлся определяющим? Или технология была такова, что спирт собирался отдельно, а потом добавлялся в уже
упаренное вино.


На стол вино подавалось в специальных сосудах. Их было несколько видов - пелика (разновидность амфоры с плоским дном),
стамнос (сосуд с широким горлом, из него наливали вино ковшиком), ойнохоя (она позволяла лить вино сразу в три сосуда).
И это далеко не всё. Большие выдумщики были древние по части сосудов для вина.


В те времена вино всегда разбавляли водой.Пить вино неразбавленным считалось варварским, "скифским", обычаем. Сосуд
"для смешивания воды и вина назывался кратер, наливали эту смесь специальным черпачком под названием "киаф".


Непосредственно для питья использовались тоже разные сосуды: канфар - специальный кубок с двумя ручками, ритон -
ритуальный рог, килик - плоская чаша с ручками и ещё много чего. Греческие мужчины пили вино, возлежа на просторных
ложах, устланных шкурами животных или тканями. Женщины на пиры не допускались.


Монастыри в средние века были сравнительно спокойными местами, разбойники все же опасались гнева божьего и редко
тревожили монахов. Поэтому монастыри стали центрами винного производства по всей Таврике. Некоторые из них производили
до 300 тыс. литров вина в год. Крупными оптовыми покупателями крымского вина были хазары. Часть полуострова к VI веку
отошла к ним.


Вполне возможно, что и монахи Качи-Кальона, по традиции освобожденные от налогов, зарабатывали на хлеб насущный
производством вина. Не зря же здесь на относительно небольшой площади устроено аж 120 тарапан-виноградодавилен.
К тому же вино в средневековье использовали как лечебное и антисептическое средство. Вином промывали раны, давали
вино выздоравливающим, как лекарство.


250 тонн винограда или фруктов могли сразу обрабатывать качи-кальонские каменные тарапаны, заливая вино в керамическую
тару и продавая, обменивая у соседей и приезжих купцов.


Свою выгоду с этого дела имели и крымские ханы, взимавшие немалые пошлины с торговли вином - до 20% от его цены. Вся эта
идиллия была нарушена, как ни странно, с присоединением Крыма к России. Основные производители вина в Крыму - христиане
были переселены с полуострова на Азовское побережье. Виноградники пришли в запустение, стали вырождаться. Земли в Крыму
стали раздаваться новым хозяевам, мало понимающим в виноградарстве и виноделии (равно как и их крестьяне)


Титанические попытки князя Потемкина по посадке в Крыму виноградных лоз из венгерской провинции Токай, островов Эгейского
моря ни к чему не привели. Более того, многие аборигенные сорта лоз были при этом уничтожены. Виноградарство требует опыта
и многолетних традиций, знания местных особенностей и условий. А их не было у новых обитателей Крыма. И только в начале XIX
века виноделие в Крыму возродил Александр I, открывший учебные заведения по подготовке виноделов. Флагманом виноделия стал
Никитский ботанический сад, собравший коллекцию винограда в 300 сортов.


Несколько лет назад в Качи-Кальоне был образован монашеский скит святой Анастасии, относящийся к ведению Успенского
бахчисарайского монастыря. В самом низу над трассой в скале, некогда отвалившейся от горы, наши древние предки выбили
часовенку, которой дали имя Святой Софии.


В этом случае София это премудрость Божья. ХРАМ имеет две части (не три, как обычно) ввиду своего ограниченного размера.
Отсутствует лишь притвор. Наос (помещение для молящихся) невелик и может вмещать в себя не более 10 верующих. По подобию
греческих церквей раннего средневековья, эта часть храма оборудована скамьей для молящихся, вырубленной в скале. В южной
стороне сооружена могила с гробницей. Стены содержат ниши, в которых устанавливали образа. Найдены остатки двух надписей
на греческом языке.


Один из родников на северо-восточном склоне горы был освящен и теперь каждый имеет возможность не только духовно,
но и телесно приложиться к таинствам этих святых мест.


Анастасиевский скит славится своим бисерным Храмом. Лампады, мозаики, подсвечники, оклады икон и прочая церковная
утварь связана из миллионов разноцветных бисеринок и производит удивительное впечатление.


Качи-Кальонские гроты, а их всего пять, расположены в порядке возрастания сложности их посещения. Я в этот раз
дошел только до первого и, глянув на головокружительную высоту, на которой расположена тропинка ко второму не
рискнул идти дальше.


Но и то, что я увидел навсегда отпечаталось у меня в памяти.


Воздушную архитектуру лестниц, площадок, мостов, веранд, пещер, прискальных построек забыть нельзя. Древние
строители очень умело использовали каждый выступ, утес, площадку, трещину, превратив скалу в хитроумно
сплетенные соты.


.

церковь Софии, виноделие в Крыму, Качинская долина, Анастасиевский скит, моя музыка, Качи-Кальон, #Крым, прогулки в горах

Previous post Next post
Up