Древние монастыри и храмы Крыма

Jan 19, 2019 12:09

Древняя легенда рассказывает о том, что однажды в ущелье вблизи Бахчисарая пастухом была обнаружена икона Богородицы.
Все попытки унести её оттуда всякий раз заканчивались неудачей. Икона каждый раз возвращалась на свое место. Люди поняли,
что здесь должна быть построена церковь. Ущелье было названо Марьям-Дере (ущелье Марии) и в VIII веке тут возник монастырь,
получивший имя Свято-Успенский.





Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае самый знаменитый в наших краях и среди верующих пользуется благоговейным уважением и
трепетной любовью. Если ребенка крестить или ещё какую требу, то только туда. Конечно сейчас уже в каждой деревне есть своя
церковь и нет острой необходимости ехать далеко, но кто желает особой благодати на такое важное событие, тот едет в ущелье
Марьям-Дере, где расположены кельи и храмы с тысячелетней намолённостью. Моя младшая дочечка здесь крещена.



Основали монастырь византийские монахи-иконопочитатели. Ущелье, чем-то похожее на древний Афон, напомнило им родные края,
поразило своей красотой, к тому же здесь находился источник пресной воды. Первые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в
стене храм и пещеры-кельи свои новые жилища. Расположение монастыря оказалось интересным и выгодным: он существовал как бы
на границе двух миров - христианского и языческого.



Высоко в горах в долине Бельбека прилепился к скалам мыса Ай-Тодор пещерный монастырь. Возник он 500 лет назад и назван в
честь святого Феодора, о чем свидетельствуют найденная наскальная надпись. Сравнительно молодой возраст монастыря связывают
с отсутствием перестроек за все время существования. Его помещения дошли до нас в том виде, который существовал сотни лет назад.



По словам настоятеля монастыря, который был так любезен рассказать мне о нем, возраст монастыря 1500 лет, т.е. он старше
православия на Руси. Мне нравится эта версия. В древности пещеры и гроты монастыря соединялись деревянными лестницами и
решетками. Поэтому татары дали свое название монастырю - Челтер-Коба, пещера-решетка.



Здесь насчитывается 22 пещеры разных размеров и назначения. Это кельи монахов (некоторые из них совсем маленькие с низкими
потолками), складские пещеры, покои эконома, большой трапезный зал и, самое главное, пещерный храм, который устроен в
естественном гроте, а не вырублен в скале.



Монастырь издревле питался водами источника, который находится в верховьях балки Хор-хор. К источнику нужно идти по самому
большому скальному гроту в Крыму. Его длина составляет 140 метров. Сейчас источник освящен, здесь устроена купель для омовений,
а над самим родником установлен навес с золотым куполом.



Благовещенский монастырь у южного склона Мангупа возник на рубеже XIV-XV веков. Он просуществовал недолго, около ста лет и
до 2010 г. был всего лишь памятником истории, пока решением Синода был вновь открыт для монашеской жизни и богослужений.
Прилепившийся к скале дощатый домик был когда-то охотничьим, а сейчас его используют для монастырских нужд.



Несмотря на то, что монастырь возник больше тысячи лет назад, но жизнь монахов в нем мало чем отличается от той, что вели
древние подвижники. Сейчас даже стало трудней, потому что пересох источник и за водой приходится подниматься на Мангуп по
деревянной вручную сколоченной лестнице.



Здесь снимать не разрешают, но я все же ухитрился сделать несколько снимков внутри. Настоятель монастыря - священник
Красномакской церкви, замечательный батюшка, мы его последние годы приглашаем освятить наши теплицы в день посева семян.
Когда он читает проповеди открывается душа навстречу Богу.



Неизвестный скульптор изваял в пирамидальной скале иконку-барельеф. Вот так руками простых людей создаются реликвии, которые
спустя века приводят в трепет сердца и души...



Церковь с крещальней на Тепе-Кермен уникальный храм, аналогов которому нет, разве что на Эски-Кермене храм-судилище. Расположен
на оконечности северо-востока плато вблизи предполагаемых городских ворот. Длина составляет чуть более десяти метров, ширина около
пяти.Хорошо сохранилась алтарная часть, поддерживаемая несколькими колоннами.



Замечательной особенностью церкви является вырубленное окно неправильной формы, через которое в определенный день года, говорят,
что в Пасху, проникающие лучи солнца отражаются на противоположной стене в форме креста. После прекращения жизни в Тепе-Кермене
в XIV веке эта церковь продолжала существовать и использовалась жителями соседних долин и отдельными отшельниками.



Есть на свете такие чудесные творения рук человеческих, которые созданы не иначе как по Божьему вдохновению и промыслу.
Воскресенский храм в Форосе - одно из таких чудес.



Я бывал во многих церквях, но такой гармонии архитектуры и внутреннего убранства нигде не видел. И там всегда удивительная
атмосфера умиротворенности и покоя. Нельзя проехать мимо, не посетив это благодатное место. Здесь нет злых шипящих старушек,
одергивающих посетителей по любому поводу, можно спокойно фотографировать, свободно передвигаться по храму. Мне кажется
православный храм и должен быть таким - образцом смирения и кротости. Тогда люди и потекут туда рекой.



Построенный в 1892 г., он пережил поругание в советские времена и вновь возродился во всем своем величии в наше время.



Владимирский собор в Херсонесе является одним из самых больших среди крымских храмов. Построен на месте Крещения Руси, и ,
наверно, поэтому поток верующих, желающих помолиться в нем нескончаем. Собор был заложен в 1861 году и строился тридцать лет.
В 1927 г. был закрыт, и службы возобновились в нем только через 77 лет.



Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием и роскошью - мозаичные полы, мраморные колонны, потрясающей красоты
золоченая роспись стен. Над росписью Владимирского собора трудились известные художники - академик живописи Алексей Корзухин
(один из оформителей храма Христа Спасителя в Москве), профессор Тимофей Нефф, Иван Малышев, Николай Майков. Работой руководил
автор проекта Форосской церкви академик Николай Чагин.



В долине Черкез-Кермен, что в четырех километрах от моей деревни в высокой скале сохранились остатки христианского храма XIV века,
который уже в наше время получил название храм Донаторов(дарителей). Говорят, что этот храм был построен на деньги князей Феодоро,
одного из самых загадочных государств в истории.



Храм высечен в скале на противоположной стороне ущелья Кыз-Куле. Скала почти правильной прямоугольной формы одиноко возвышается
среди поросших лесом гор, и опознать ее можно по большому овальному углублению, напоминающему смотровое окно в многоэтажке. Это
действительно было окно, освещавшее весь храм.



Внутри храма на стенах можно увидеть сохранившиеся части фресок XII-XIV веков: на них изображены младенец Иисус, Георгий
Победоносец, Дмитрий Солунский и таинственные фигуры донаторов на западной стене. Судя по фрескам, ими были мужчина с бородой
и в шапке и женщина в красном одеянии и в плаще.



Неподалеку от Храм донаторов в пещерном городе Эски-Кермен находится пещерный храмовый комплекс с крещальней, который иногда
называют "судилищем". В храм, общая площадь которого составляет около 140 кв.м, можно войти через одну из трех дверей, переступив
скальный порог, отделяющий его от улицы. И еще три больших проема выходят на юго-восточный обрыв.



Посередине основного зала у восточной стены расположена полукруглая апсида со ступенчатой скамьей (синтроном) и горним местом
(епископским креслом). Перед ним - квадратное углубление в полу - место престола. В 1578 г. побывавший здесь Мартин Броневский,
нашел уже одни развалины, которые, по его словам, «так древни, что ни сами греки, ни турки, ни татары не знают названия их».



Спускаясь по тропинке от Храма-судилища в долину мы попадаем к Храму Трех всадников. Он высечен в отделившейся от основного
массива округлой каменной глыбе: в глыбе меньших размеров, стоящей почти вплотную, вырублена ризница (кладовая), вокруг
располагалось эски-керменское кладбище - некрополь. Храм имеет два входа. Между входами вдоль стен - высокие скамьи.
Освещался храм двумя небольшими окнами.



На северной стене храма сохранилась фреска с изображением трех всадников в развевающихся плащах: средний из них, Георгий
Победоносец поражает копьем змея-дракона, двое других держат копья остриями вверх, а за спиной одного из всадников на крупе
коня видна фигура мальчика. Под изображением - полустертая греческая надпись: «Высечена церковь и написаны святые мученики
Христовы для спасения души и отпущения грехов». Храм этот воинский: воины, павшие в борьбе с неверными, причислялись к лику
святых мучеников за веру. Здесь воины, перед тем, как отправиться в поход, получали благословение церкви.



Скит во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, спрятался
в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки около пещерного города Качи-Кальон. Скит знаменит своим бисерным храмом. Монахи
кропотливым ручным трудом украсили этот пещерный храм миллиардами бусинок, бисеринок и разноцветных камней. К сожалению, в
феврале прошлого года в скиту случился пожар и всё сгорело дотла кроме бисерного храма. Вот ТАК выглядит сейчас вся эта красота.




Неподалеку от скита есть источник святой Софии, который никогда не пересыхает, ох и вкусная в нем вода!



А это пещерный храм Святой Софии, Премудрости Божьей. Вырублен в обломке скалы некогда отколовшейся от горного массива и
скатившегося к его подножью. Сейчас эта церковь освящена во имя Святой Анастасии Узорешительницы и является частично действующей.



Дорогие друзья, поздравляю вас с праздником Крещения Господня! Дай Бог Вам сил сохранить чистоту помыслов
и открытость души в длинной череде новых счастливых дней наступившего года!

моя музыка, монастыри Крыма, праздничное, храмы Крыма

Previous post Next post
Up