Храм Воскресения Христова в Форосе

May 19, 2011 14:45

Есть на свете такие чудесные творения рук человеческих, которые созданы не иначе как по Божьему
вдохновению и промыслу. Воскресенский храм в Форосе - одно из таких чудес. Построенный в 1892 г.,
он пережил поругание в советские времена и вновь возродился во всем своем величии в наше время.
Я бывал во многих церквях, но такой гармонии архитектуры и внутреннего убранства нигде не видел.
И там всегда удивительная атмосфера умиротворенности и покоя. Нельзя проехать мимо, не посетив
это благодатное место. Здесь нет злых шипящих старушек, одергивающих посетителей по любому
поводу, можно спокойно фотографировать, свободно передвигаться по храму. Мне кажется православный
храм и должен быть таким - образцом смирения и кротости. Тогда люди и потекут туда рекой.




С появлением на Красной скале этой церкви связано множество легенд. Одна из них повествует о том,
что юная дочь купца Кузнецова (по другой версии его возлюбленная) каталась в горах. Вдруг лошади,
словно испугавшись чего-то, понесли экипаж прямо в пропасть. Ничто не могло сдержать их бешеный
бег, казалось, гибель неминуема. Но на самом краю обрыва кони остановились, как будто перед
невидимой преградой. В честь чудесного спасения и был построен этот храм.



Но это лишь красивая легенда. В архивных документах иная версия появления храма, хотя и она связана
с чудом. 17 октября 1888 года у станции Борки на Харьковской железной дороге произошло крушение
царского поезда. Царская семья, возвращавшаяся из Ялты в Санкт-Петербург, осталась невредима. В
память чудесного спасения Императора Александра III и был возведён храм Воскресения Господня.



Девятикупольный храм построен в русском стиле в два яруса. При строительстве применялась особая
византийская техника кладки кирпича - плинфы. Стены облицованы белым инкерманским камнем. Колоны,
капители и подоконники выполнены из каррарского мрамора. Пол украшала мозаика знаменитого итальянского
мастера Антонио Сальвиати. Купец А.Г. Кузнецов, на средства которого строился, храм потратил на его
создание 50 000 золотых рублей.



Иконы для храма писали известные русские живописцы: А. Корзухин, академик Е. Сверчков, икона «Рождества
Христова» принадлежала кисти К. Маковского. К сожалению, росписи не сохранились.
В последующие годы Форосская церковь стала настоящим символом возрождения. Она привлекала к себе не
только паломников со всей страны, но и тех, кто с наступлением перемен потянулся к религиозной "экзотике".
Именно здесь хотели благословиться, получить отпущение грехов, креститься, жениться состоятельные люди
из Москвы, Днепропетровска, Донецка, Киева.



В 1987 году было принято решение о реставрации здания, а в 1990 году церковь вновь была передана
православной епархии. В 1992 году храм был восстановлен. Всего церковь пережила три реставрации,
все три попытки восстановить храм специалисты называют неудачными. Четвертая реставрация была
в 2004 году. Было воссоздано живописное убранство внутри храма, реставрированы сохранившиеся
снаружи росписи, создана мозаика на фасаде.



Композиции в кругах «Преображение Христово» и «Покрова Богородицы» созданы художником А. С. Пигарёвым
в 2004 году, образы Евангелистов и мозаика «Воскресение Христово» на фасаде алтарной апсиды, а также пять
живописных полотен «Богоматерь», «Николай Чудотворец», «Моление о чаше», «Св. Лука» и «Воскресение
Христово» в алтаре церкви созданы А. И. Петровой в 2004 году, оба мастера принадлежат к живописной
петербургской школе, так же как и авторы изначальной росписи.



Храм Воскресения Христова был и остается не только духовным православным центром, но и символом
Южнобережья. Изображения храма печатались на банках с чаем, которые выпускались на предприятиях
Кузнецова и продавались не только в России, но и за рубежом. Затем появились многочисленные открытки,
запечатлевшие разные виды Форосской церкви. В начале XX века Форосскую церковь отмечали на морских
картах как надежный, заметный с большого расстояния ориентир.



Форосский храм - пример талантливого размещения небольшого, но своеобразного по силуэту сооружения,
поставленного на постамент скалы как бы для всеобщего обозрения. Скромный по размерам, он кажется
действительно вознесенным на подоблачную высоту. Большее впечатление от романтического вида зритель
ощутит именно с верхних или нижних точек обозрения.



Форос - в сиянье гор и моря -
Бессмертья колыбель... И свет
Восходит над тобой, не споря,
Что на земле прекрасней нет
Высокой церкви над Форосом,
Сверкающей в голубизне.
Божественной руки наброском
Пейзаж окрестный мнится мне...

Л. Шершнева ©

Крым, Форосская церковь, прогулки в горах, Ялта

Previous post Next post
Up