21.04.2011
От Персеполя до Накше Раджаб добрались всего за 10 минут. Этот известный исторический комплекс находится в 4 км к северу от Персеполя, на развилке дорог, ведущих в сторону Накше-Рустам и в сторону Исфахана и Пасаргад, к западу от города Истахр. Открыт с 8.00 до 17.30. Название «Накше Раджаб» («Рисунки Раджаба») условно. Оно было дано этому месту в 1772 г. датским путешественником Карстеном Нибуром, впервые описавшим барельефы. По его словам, так именовал это место староста соседней деревни. Но существует и другая версия, утверждающая, что название места произошло от имени хозяина близлежащей кофейни по имени Раджаб. В Ширазе многие считают, что в действительности этот комплекс ранее назывался «Накше Кахраманан», что в переводе означает «Рисунки Героев».
Купив билеты по 3 000 рл, мы прошли по диагонали ровной площадки, усыпанной гравием, около 100 метров в сторону горы. Там в полупещерной нише, на скалах находятся хорошо известные по фотографиям из книг о зороастризме, барельефы. Они были высечены в III веке, в период правления первых царей из династии Сасанидов. Войдя в каменный карман, мы сразу же увидели огромный барельеф, расположенный слева от входа. Его размеры 6 на 3 метра. На нем изображена процессия людей с мечами, во главе которой на коне восседает царь Шапур I, правивший Ираном в 241 - 272 гг. Его легко опознать по специфической шарообразной короне.
Барельеф называется «Шапур I с семьей и придворными». На груди лошади царя начертана плохо различимая надпись на 3 языках, именующая Шапура «царем арийцев». Название «Эраншахр» («Страна ариев») было узаконено при его отце Ардашире I Папкане, свергнувшем многовековое правление династии Арсакидов. Шапур I известен тем, что вел успешные войны против Римской империи. Более того, именно он в 260 г., во время битвы у Эдессы, пленил римского императора Валериана. Это был единственный случай в истории, когда могущественный правитель Великого Рима попал в плен. Судьба Валериана незавидна. Шапур I использовал его в качестве подножия у ног. Пытаясь избежать дальнейших унижений, Валериан предложил огромный выкуп за свое освобождение. После этого Шапур приказал влить ему в глотку расплавленное золото. Затем он повелел снять с поверженного противника кожу и, напихав его чучело соломой и навозом, поставить на всеобщее обозрение возле зороастрийского храма в городе Сузы (нынешний город Шуш). Римские солдаты из разбитой армии Валериана интенсивно использовались на различных строительных работах в районе Суз, Шуштара и Дезфуля. Но об этом позже, когда я буду описывать наше путешествие по этим городам.
На следующем небольшом барельефе изображен маг (волхв) Картир, проведший серьезную реформу зороастризма и ведший полемику с манихеями, иудеями и христианами, доказывая превосходство учения пророка Зороастра над другими. Согласно надписям в Сармешхеде, Картир проводил агрессивную религиозную политику по распространению влияния зороастризма на все регионы империи Сасанидов. В одной из надписей, начерченных в Сармешхеде (близ города Казерун в Иране), от лица Картира сказано: «Страшный удар и вред были нанесены Ахриману и дэвам (т.е сатанинским силам - И.С.), а лжеучение Ахримана и дэвов исчезло из страны, и в него больше не верили. И иудеи, и буддисты, и брахманы, и арамеи-христиане, и говорящие по-гречески, и манихеи подверглись гонениям» (строки 29-30). Из той же надписи следует, что Картир спускался в загробный мир, где ему удалось лицезреть зороастрийских богов и блаженную жизнь праведников, увидеть рай и преисподнюю. При изучении той надписи создается стойкое ощущение, что итальянский поэт Данте Алигьери (1265-1321) взял сюжет «Божественной комедии» оттуда.
Рядом с портретом Картира, справа, расположен большой барельеф, называемый «Коронация Ардашира I». На нем изображена группа лиц, в том числе два ребенка. Во главе композиции находятся двое - царь Ардашир Папакан и коронующий его бог Ахура-Мазда. Это самый старый барельеф в Накше Раджабе. Его относят к первой половине III в. Его размеры 4,5 на 2,5 метра. Одного из детей ученые идентифицируют, как внука Ардашира - будущего царя Варахрана I. На голове Ардашира шарообразная корона, по которой легко узнать царей из династии Сасанидов. За Ардаширом стоят главный маг и будущий царь Шапур I, а за Ахура-Маздой - вероятно жена и мать коронующегося.
Наконец на соседней стене полупещерного грота, справа, мы увидели четвертый барельеф, называемый «Коронация Шапура I». Размеры барельефа 2,7 на 4,7 метра. Его создание относят к 241 г. На барельефе, сидящий на коне бог Ахура-Мазда вручает, тоже сидящему на коне Шапуру, символы царской власти.
На выходе из комплекса обнаружилось, что наш водитель куда-то пропал. Но торговец сувенирами быстро развеял наши тревоги. Он сообщил, что таксист поехал на заправку и будет через пять минут. Пока ждали такси, пообщались с торговцем. Купили у него за 50 000 рл видеодиск с фильмом о всех династиях, правивших в Иране, начиная с Ахеменидов (VI век до н.э.). Хотели приобрести изображение бога Митры, но здесь его, к сожалению, так же, как и в других местах, не оказалось. Далее наш путь лежал в Накше Рустам.
Продолжение здесь:
igors88.livejournal.com/50983.html