На протяжении веков, северными воротами в Исламскую республику Иран является провинция Гилян. Она раскинулась дугой вдоль юго-западного побережья Каспийского моря и граничит на севере с Азербайджаном. В былые времена с провинцией граничила Российская империя и Советский Союз. Ее площадь составляет более 14 тысяч кв. км. В провинции проживает два с половиной миллиона человек. Административным центром остана является город Решт, известный давнишними экономическими связями с Россией.
Предприимчивые русские купцы издревле облюбовали этот богатый и живописный регион. Знаменитый атаман Стенька Разин также загуливал в этих местах со своим авантюрным воинством, зная, что там есть чем поживиться. Согласно легендам, из этих мест он вывез известную персидскую княжну, которую впоследствии бросал за борт «в набегавшую волну».
Еще в Древнем Риме и Персидском царстве уделялось огромное внимание дорогам, поскольку по ним осуществляется вся экономическая деятельность государства. Дороги связывают людей и служат им для дальнейшего процветания, для дальних путешествий и для познавания мира. Провинцию Гилян не случайно называют северными воротами Ирана. С древних времен через нее шел путь из Российского государства, а в последнее время таковых путей становится все больше. На границе с Азербайджаном через город Астара проходит автомобильная трасса. Там находится таможня, через которую идет основной поток грузов с севера и в обратном направлении. На иранской таможне царит образцовый порядок, способствующий быстрой обработке грузов и их скорому пропуску через границу. До сих пор на въезде в Иран имеется надпись на русском языке, встречающая гостей с севера. По словам главы таможенного управления в Астаре Джахангира Бахши за прошлый год через сухопутную границу экспортировано 560 тыс. т различной ненефтяной продукции на общую сумму в 306 млн. $ и импортировано 81 тыс. тонн продукции общей стоимостью 50 млн. долларов.
Для увеличения грузопотока и пассажирского сообщения с северными соседями, иранские власти озаботились созданием развитой железнодорожной структуры по коридору Север-Юг. Сейчас полным ходом идет строительство железной дороги Казвин-Рашт-Энзели-Астара. На первом этапе после введения в строй данной дороги планируется перевозить по ней до пяти миллионов тонн грузов в год, а в дальнейшем прогнозируется увеличение до 15, а по некоторым оценкам до 25 млн. тонн. По долгосрочным планам, данный путь гармонично вольется в структуру азербайджанских и российских железных дорог. Через Россию, Иран будет связан железной дорогой с европейскими государствами, что значительно сократит доставку и стоимость грузов, направляемых в азиатский и юго-восточный регионы, в частности в Индию и государства Индокитайского полуострова. Отпадет надобность посылать грузы через ныне неспокойный Суэцкий канал или вообще вокруг Африки. К сожалению, из-за недостатка финансовых средств, строительство данной дороги идет крайне медленно. К лету 2014 года планируется открыть участок Казвин-Решт. Протяженность железной дороги Казвин-Решт-Энзели-Астара должна составить 375 километров. В рамках проекта строится 82 моста общей протяженностью 17 километров, и 53 тоннеля общей длиной 22 километра.
Руководство РЖД некоторое время разрабатывало планы своего участия в финансировании этого грандиозного проекта, но отказалось от них, вероятно, испугавшись санкций со стороны США. Таков страшный парадокс, отечественным бизнесменам и руководителям большого масштаба важнее директивы США, нежели интересы своей Родины и прямые интересы своего бизнеса. С приходом в Иране на пост президента Хасана Роухани открываются новые перспективы в данном направлении, поскольку даже США начало испытывать желание изменить свою примитивную тактику в отношении этой наподдающейся их диктату исламской страны. В связи с этим, в скором времени, не исключено резкое смягчение экономических санкций против Ирана, а, следовательно, появления новых возможностей для видения бизнеса для российских предпринимателей. Возникает только вопрос, успеем ли мы из-за наших бюрократических проволочек опередить конкурентов, которые быстрыми шагами заполнят возникшую нишу? Не стоит ли уже сейчас начать работу в данном направлении?
Недавно в административном центре провинции городе Решт был модернизирован и открыт международный аэропорт «Сардар Джангаль». Новое здание пассажирского терминала имеет два этажа и общую площадь 5 600 кв. м. Здание построено с использованием современных композитных материалов. Внутренние помещения терминала имеют регулируемые установки микроклимата. Взлетно-посадочная полоса была расширена и удлинена специально для крупных аэробусов до 4 километров. По словам директора аэропорта господина Резвани в аэропорту планируется строительство грузового терминала для осуществления экспортных поставок сельскохозяйственной и цветочной продукции. По его мнению, согласованному с руководством остана, необходимо установить прямое воздушное сообщение с Россией, чтобы миновать азербайджанских бизнесменов, накручивающих цену на продукцию из Гиляна. Терминал будет оборудован специальными холодильными установками и складскими помещениями.
Помимо сухопутных и воздушных трасс для торговли с северными соседями, в провинции Гилян создано несколько морских портов. Основным из них является грузовой порт Энзели. Он обладает современной инфраструктурой, способной обеспечить потребности российских бизнесменов. Порт Энзели имеет 10 специализированных причалов для разгрузки и погрузки грузов объемом до 6 миллионов тонн в год. Его площадь составляет 95 гектаров и он способен обслуживать суда водоизмещением до 6000 тонн. Планируется в ближайшие два года увеличить грузопоток до 11 миллионов тонн грузов. В порту имеется крупный зерновой элеватор. Паромы и корабли ходят из него в Астрахань, Махачкалу, Оля, Баку, Туркменбаши и другие приморские города Каспия.
Основными иранскими перевозчиками грузов по Каспию являются компании ИРСОТР и «Хазар Си Шиппинг Лайнс», базирующиеся в Энзели. Как рассказал, ее директор Шахрам Саеди, компания ИРСОТР была создана в 1970 году совместно с Советским Союзом. Ныне она осуществляет перевозки не только по Каспию, но и по Волге и Средиземному морю. Она является владельцем единственного судна-рефрижератора на Каспии. Транспортная компания «Хазар Си Шиппинг Лайнс» была основана в 1992 году. По словам вице-президента фирмы господина Гадери, в ее владении находится двенадцать новых сухогрузов, оборудованных для транспортировки контейнеров, техники, навалочных и сыпучих грузов. Она также работает на Черном и Средиземном морях.
Кроме порта Энзели недалеко от Астары, в апреле 2013 года был запущен в строй первый в Иране частный многоцелевой морской терминал «Каве». В строительство первой очереди было инвестировано более 32 миллионов долларов. Новый порт после введения в строй второй очереди сможет обрабатывать 3,5 миллиона тонн грузов в год. Порт на данный момент уже располагает 4 причалами, три из которых рассчитаны на обработку сухих грузов, один - нефти и нефтепродуктов. Он занимает площадь в 55 га. В нем продолжаются дноуглубительные работы. В строительство второй очереди планируется собрать инвестиций еще примерно на 60 млн. долларов. За первое полугодие этого года через порт уже было отправлено 740 тонн грузов, и это только начало.
На этом иранские власти решили не останавливаться. В 2003 году в районе Энзели была создана Свободная экономическая зона, обладающая всеми необходимыми льготами и экономическими преимуществами. В ней также в скором времени начнется строительство своего грузового морского терминала «Каспиан». Он сможет принимать суда водоизмещением до 20 000 тонн. Максимальная глубина дна будет более 9 метров. В нем будет 22 причала, контейнерный терминал, нефтяной, терминал для хранения сухих товаров, железнодорожный комплекс и пассажирский порт. Его грузооборот рассчитан на 15 миллионов тонн грузов в год. Он станет самым большим и модернизированным портом Ирана на Каспии. По словам заместителя директора СЭЗ «Энзели» по вопросам экономики и инвестиций Али Дехкана Насири, с введением порта «Каспиан» в строй и открытием товарной биржи, стоимость обработки и перевозки грузов значительно сократится. Ведь фирмы, работающие в этой Свободной экономической зоне, имеют освобождение от всех налогов на пятнадцать лет, таможенные, банковские и другие преимущества и льготы. На апрель 2013 г. в СЭЗ «Энзели» была зарегистрирована 171 компания, в том числе зарубежные фирмы из Южной Кореи, Эмиратов, Турции, Швеции, Китая, Англии, Индии, России и Пакистана. По словам, заместителя губернатора Гиляна Мохаммада Хосейна Асгарияна, в прошлом году через СЭЗ «Энзели» в Иран было ввезено различной продукции на сумму в два с половиной миллиарда долларов. В основном через зону импортируются сырьевые материалы для иранской промышленности. Он подчеркнул, что данная зона является единственной в прикаспийском регионе Свободной экономической зоной.
Единственным ограничением, которое существует в зоне, это время работы сотрудников. Оно не должно превышать сорока четырех часов в неделю, поскольку в Иране стараются защитить трудящихся от произвола и дать им время для достойного отдыха. Также количество иностранных специалистов на предприятиях не должно быть больше десяти процентов. Более подробно о преимуществах СЭЗ «Энзели», как и других инвестиционных проектах провинции Гилян можно ознакомиться в российском бизнес-журнале «Деловой Иран», который распространяется не только в печатном виде, но и на сайте издательства.
Губернатор провинции Кейхан Хашемния во время встречи с делегацией российского журнала «Деловой Иран» заявил, что рост пропускной способности порта Энзели, открытие портов «Каве» и «Каспиан», строительство железной дороги Казвин - Решт - Астара, модернизация аэропорта в Реште, усовершенствование автодорог Решт - Казвин и Решт - Энзели, наличие Свободной экономической зоны являются неотъемлемыми частями транспортного коридора «Север-Юг», и являются надежной основой для увеличения транспортных перевозок через регион.
В Свободной экономической зоне «Энзели» успешно функционирует ряд промышленных предприятий, в частности, швейная фабрика «Сарземи Нишад». В своих просторных цехах, оборудованных современной техникой, компьютерами и иными специальными устройствами, она выпускает, в основном, продукцию для детей: различную одежду, подушки, одеяла. На ней трудятся более пятисот человек. Среди мастеров по пошиву и раскройке изделий непривычно видеть большое количество мужчин. Но основную часть работников составляют, конечно, женщины. Продукция выпускается под фирменной маркой…. Качественные и разнообразные товары данной фабрики представлены в самых престижных магазинах Ирана и в ряде других государств. В самом центре Решта, недалеко от площади Сабзи, находится фирменный магазин, в котором можно приобрести красивую одежду для малышей.
В провинции достаточно развитая промышленность. Гилян находится по объемам производства на седьмом месте из тридцати одной иранской провинции. В индустриальной зоне возле Решта, имеющей площадь более 520 гектаров, расположено около двухсот, предприятий, заводов и фабрик, производящих самую различную продукцию. На предприятии "Хазар Тиле" выпускается керамическая плитка, зарекомендовавших себя в Иране и на международном рынке марок "Девари" и "Каши". По словам директора фабрики Казема Никуманеша, фирма выпускает 3 млн. кв. метров настенной керамической плитки в год. Оборудование, на котором производится продукция, поставлено из Италии. Фирма экспортирует свой товар, в основном, в Азербайджан, Туркменистан, Армению и Таджикистан. Максимальная цена 1 кв. метра самой дорогой керамической плитки составляет 5 долларов.
На соседней фабрике «Пинак» на замысловатом, современном оборудовании, производят разнообразную тару из синтетического, полипропиленового и полиэтиленового волокна, различных цветов, плотности и толщины нити. Наиболее огромные мешки и контейнеры способны вмещать грузы весом от пятисот килограмм до двух с половиной тонн. С недавних пор предприятие освоило выпуск качественной тары, способной выдержать до 12 тонн. В подобных мешках удобно хранить и транспортировать различные сыпучие материалы, в частности, муку, сахар и минеральные удобрения. По словам директора предприятия Манучера Такруста продукция пользуется повышенным спросом и поставляется не только по всему Ирану, но и в другие страны. Девиз предприятия: «Наши достоинство и гордость - качество нашей продукции».
По словам президента Палаты торговли, промышленности, недр и сельского хозяйства Гиляна Хади Тизхуша Табана, потенциал сотрудничества между Ираном и Россией на Каспии очень высок. Уже сейчас реализуется множество проектов совместно с такими российскими городами, как Астрахань, Махачкала, Волгоград и другими. Торговая палата Гиляна намерена увеличивать взаимодействие с российской стороной во взаимовыгодных проектах. По мнению, руководителя Палаты для этого существуют все условия.
В провинции, благодаря плотине и инфраструктуре, расположенным на озере Сефидруд в районе города Манжиль производится около пяти процентов электроэнергии Ирана. Помимо гидроэлектростанции в этом месте находится огромная ветряная электростанция. Около пятидесяти ветряных вышек расположены на окрестных холмах, создавая необычную, даже какую-то неземную, панораму местности. Разумеется, они работают только когда есть необходимость.
Не смотря на бурное развитие текстильной, сталелитейной, электронной, нефтегазовой промышленности, одним из основных источников благосостояния региона остается сельское хозяйство. Оно составляет 20 процентов ВВП Гиляна. По уровню его развития, провинция находится на четвертом месте в Иране. Почти 30 процентов всех площадей остана, в количестве 430 тысяч гектаров, используется в сельскохозяйственных целях, еще на сорока процентах произрастают леса. Провинция является лидером в Иране по выращиванию и производству чая. 90 % сухого чайного листа, производимого и перерабатываемого в Иране, приходится на долю провинции Гилян.
Первые попытки выращивать собственный чай в Иране относятся к концу 19-го века. До недавнего времени иранская чайная промышленность пребывала в упадке. Однако правительство страны приняло меры. Сейчас уже действует 157 фабрик по переработке чайного листа на севере страны. В Гиляне производится 170 тысяч тонн чая.
В ноябре 2008 года, в окрестностях города Лахиджан при финансовом участии частного сектора была построена фабрика по производству зеленого чая «Рефах», на строительство которой потребовалось около 150 млн. долларов капиталовложений. Директор фабрики Йосеф Эбрахими заявил, что данное предприятие создано для того, чтобы сократить импорт зеленого чая. Потребности страны в зеленом чае составляют около 5 тонн в день, и со строительством новых чаеразвесочных фабрик Иран может полностью отказаться от импорта данной продукции. По словам Эбрахими, согласно проведенным исследованиям, зеленый чай, производимый на фабрике в Лахиджане, способен успешно конкурировать с импортной продукцией. Чай «Рефах» обладает целебными свойствами. Он способен в кратчайшие сроки нормализовать обмен веществ в организме. Он содержит антиоксидант EGCG, который имеет в сто раз больше витамина С, и в двадцать раз больше витамина Е. Он защищает клетки и ДНК организма человека. Он способствует излечению раковых опухолей и диабета, уменьшает риск инфаркта.
Провинция является одним из основных производителей цитрусовых в Иране. В Гиляне ежегодно собирается более 540 000 тонн фруктов и плодоовощной продукции. Из них 70 000 тонн приходится на киви. Одним из ведущих хозяйств в данной отрасли является предприятие "Мисолем дот". По словам его директора Хади Джуршари, фирма также выращивает декоративные цветы и оливки в другом месте остана. Компания была основана 22 года назад. Она собирает 4 000 тонн киви в год, но может и больше. Основной сад занимает площадь 55 гектаров, а всего площади садов компании составляют 200 гектаров.
Важнейшая земледельческая культура, определяющая характер земледелия в Гиляне - это рис. Он служит основным продуктом питания населения. Площадь рисовых плантаций в остане составляет 238 тыс. га, на трети которых успевают вырастить два урожая в год. Рисовые поля занимают около двух третей всей обрабатываемой земельной площади. В остане культивируют высокосортный рис «Хашеми», «Али-Каземи», «Хазар», «Таром», «Сефидруд» и др. С марта по август рисовые поля представляют собой огромные заболоченные площади, разделенные искусственными земляными перегородками на многочисленные грядки, на которые по арыкам направляют воду. Урожай риса зависит от количества, содержащегося в воде ила. В провинции собирается более 730 тысяч тонн риса. Средняя урожайность составляет 4,5 тонны риса с гектара.
Примечательно, что с 2006 года на четырехстах гектарах рисовых плантаций в Гиляне одновременно производятся рис и рыба. Ежегодно там получают около четырехсот тонн рыбы. При реализации этого проекта не применяются химические удобрения и ядохимикаты. Рыба питается личинками насекомых и вредителями, которые поедают стебли риса. Все это позволяет получить здоровый, экологически чистый рис. Площади таких плантаций каждый год увеличиваются. К 2015 году планируется использовать подобным образом поля площадью 15 тыс. га. Это позволит ежегодно получать до 20 тыс. тонн рыбы.
Разумеется, рисовые поля не являются основным источником рыболовства в остане. В Гиляне каждый год производится в среднем около 52 тыс. тонн рыбной продукции. Из этого количества 38 тыс. тонн добывается в хозяйствах по разведению рыбы, почти 14 тыс. тонн вылавливается в море, озерах и реках, и более 120 тонн выращивается в хозяйствах по разведению осетровых. Одним из таких центров является Международный научно-исследовательский институт Каспийского моря и Центр по выведению и размножению осетровых рыб в городе Сангар. По словам директора института доктора Махмуда Бахмани, в центре разводят осетровые породы рыб и производят черную икру. Ее стоимость на международном рынке достигает сейчас от 6000 до 8000 евро за килограмм. На рынках Москвы полукилограммовая баночка черной икры стоит 50 000 рублей. Но в Иране цена на порядок дешевле, около 900 долларов за килограмм. К сожалению, из-за браконьерства, в акватории Каспийского моря почти не осталось осетровых рыб. В Иране исправляют положение за счет разведения осетровых в аквакультурных хозяйствах. В год в стране уже добывается до 3 тонн этого ценного продукта.
По словам директора Организации культурного наследия и туризма Гиляна Амира Азизи, природные, исторические и культурные достопримечательности, а также благоприятный климат в провинции способствуют увеличению туристических потоков. В провинции много уделяется внимания развитию медицинского и экологического туризма.
С этой целью в районе деревни Сараван создан Музей сельского наследия, в котором собраны старинные дома местных жителей из различных районов провинции. Там можно не только приобщиться к старинной культуре и быту гилянцев, но и насладиться лесной прохладой и ароматом трав. В провинции можно полюбоваться и другими достопримечательностями. Например, подняться на Зеленую крышу Лахеджана на фуникулере, и, и поедая шашлык, полюбоваться живописными окрестностями, посетить историческую деревню Масуле, расположенную на горном склоне, или посетить мавзолей местного святого Данаи Али. По свидетельствам современников, этот человек был способен перемещаться во времени и пространстве.
Кроме этого любой желающий может совместить отдых с профессиональным лечением самых различных заболеваний. В провинции успешно развивается медицинский туризм. С этой целью в Реште открыта больница «Гаэм», оборудованная по последнему слову техники и запросам граждан. С недавних пор Иран входит в десятку передовых стран мира по медицинским исследованиям. Иранские врачи считаются одними из самых профессиональных в мире. В госпитале успешно проводятся практически любые самые сложные операции, и их цена в несколько раз дешевле, нежели в Западной Европе или США. Не случайно, на лечение в Иран каждый день пребывает 30 000 пациентов. Данная больница способна вместить 200 человек одновременно. Интересно, что палаты оборудованы не только современными медицинскими приборами, телевизорами, мониторами, Интернетом, душем и туалетом, но в них имеются кухни и помещения для приема гостей. В них есть смежные комнаты для отдыха родственников, пожелавших находиться рядом с больными. В каждом коридоре и блоке расположены посты вежливых и квалифицированных медсестер, оборудованные всем необходимым. Имеется лечебное отделение для детей и для грудных младенцев.
По словам губернатора провинции Кейхана Хашемния, Гилян, как ни одна другая провинция Ирана имеет давние всесторонние связи с Россией, основой которых всегда была торговля. Сейчас современный промышленный потенциал провинции в состоянии придать нашим отношениям новый мощный импульс. Гилянцы готовы и открыты к взаимовыгодному сотрудничеству.
На Западе быстро почувствовали ветер перемен, связанный с изменениями в руководстве страны. Даже американские фирмы без лишнего шума потянулись в Иран. Под прикрытием швейцарских паспортов там уже орудуют представители компаний «Дженерал моторс» и «Боинг». И эти связи будут расширяться по другим направлениям. Северные ворота Ирана - провинция Гилян, в скором времени станет стратегически важным местом, поскольку она обладает не только хорошо развитой промышленностью и сельским хозяйством. Через нее проходит транспортный коридор Север-Юг, соединяющий Европу с Персидским заливом. Успеют ли российские бизнесмены занять прибыльные места в экономике провинции и всего Ирана? Хотелось бы на это надеяться. Если руководство России и отечественные предприниматели не упустят время, то Иран может стать стратегическим и наиболее значительным партнером России в регионе, а российские предприниматели заработают там существенные прибыли.
Игорь Семенов. Май 2013 г.