Абу Гош: кресты и полумесяцы

Nov 21, 2014 20:01

 «Романтики воскресшая страна...
Твой стяг царям навязывал закон,
Он обуздал разбойничьи оравы,
И полумесяц пал, крестом сражен» (Дж.Г.Байрон)


Совсем недавно, всего лишь пару сотен лет назад здесь обитала ватага отъявленных разбойников. Следующие в Иерусалим по главной дороге путники неизбежно попадали в лапы местных Робин Гудов и были вынуждены облегчать кошельки, дабы сохранить свои ценные жизни. Романтики с большой дороги, родом с Северного Кавказа, появились в деревне Абу Гош в 18-м веке. Толи черкесы, толи чеченцы за минувшие столетия смешались с арабами Ныне это богатое мусульманское село, известное отличным хумусом и музыкальными фестивалями. Одно из немногих в мире наших двоюродных братьев, которое достаточно лояльно относится к израильскому правительству.


В Абу Гоше два монастыря. Наиболее известный, бенедектинский, расположен в центре деревни.


Церковь выстроена крестоносцами в 12-м веке на основе древних римских развалин. Посему во дворе обильно разбросаны различные артефакты.


На стенах молитвенного залы фрагменты фресок.


Внизу, в крипте источник, выложенный каменными плитами.


Монастырь действующий. Аж два автобуса с французскими туристами прибыли для участия в церемонии евхаристии (причастия).


Во дворе небольшой симпатичный садик.


Судя по этой табличке, садик обустроен в марте 2013 года в память об Аароне Жан-Мари Люстигере, крещёном еврее, ставшим одним из виднейших отцов церкви. Этот удивительный человек в юности прошел через ужасы фашистского концлагеря , опубликовал несколько теологических сочинений, много лет был архиепископом Парижским и кардиналом. Будучи убеждённым католиком, Люстигер утверждал, что став христианином, продолжает считать себя евреем и верит в богоизбранность иудеев.


Здесь, в прелестном саду, посвящённом памяти этого необычного человека, мы зафиксировали своё пребывание.


Вплотную к монастырю примыкает небольшая мечеть аль-Азар.


По пятницам она обычно закрыта, поскольку все местные жители идут на молитву в новую роскошную мечеть , недавно выстроенную на средства чеченского президента Кадырова.


Очень красивое здание снаружи напоминает сказочный дворец.


Внутри мечеть также богато убрана.


Ковры, люстры, расписанные арабской вязью потолки.


Местный житель абсолютно бескорыстно провёл нас по мечети и воодушевлённо рассказал об истории и обычаях села, с почтением отзываясь о щедром чеченском меценате.


Мы немного пофилософствовали с Ахмадом (кажется, именно так он представился) на крыльце мечети.  Но уже народ потихоньку начал собираться на пятничную молитву. А значит, нам пора ретироваться.


Почти арабки - Таня и Вера. Только паранджи не хватает J


Минареты новой мечети видны издалека. Говорят, ночью, подсвеченные зелёными прожекторами, они смотрятся особенно эффектно. Надо будет как-нибудь подъехать посмотреть.


Сказочная мечеть стала своеобразным брендом деревни. Её вовсю изображают на дверях домов.


Последним номером нашей культурной программы было посещение ещё одной церкви -  монастыря Девы Марии и Ковчега Завета, расположенной на выезде из Абу Гоша и неподалёку от  ресторанчика «Элвис».


Монастырь женский, католический. Сегодня в нём постоянно проживают четыре монахини. Также несколько временных добровольцев-помощников. Нас сопровождала одна из сестёр. На вид лет сто, совершенный божий одуванчик. Она приехала сюда лишь несколько недель назад, из Ирландии. Тем не менее, довольно подробно рассказывала об особенностях заведения.


Монастырь построен в начале 20-го века. По словам монашки, здесь планировали нечто вроде постоялого двора. Но неожиданно обнаружили старинную византийскую мозаику и посему решили вместо гостиницы выстроить церковь.


А ещё здесь выставлены на всеобщее обозрение настоящие эполеты наполеоновского офицера.


Во дворе церкви сад с аккуратными дорожками


и симпатичный цветник


А на крыше монастыря возвышается огромная статуя Девы Марии с младенцем на руках. Фигура видна в Абу Гоше отовсюда, из домов и многочисленных ресторанчиков, из церквей и мечетей...


«Взгляни с небес на поприще земное,
О, Гордость! Рухнет бронза и гранит,
И только песнь верней, чем все иное,
Когда историк лжет, а льстец забыт...»

старые камни, Иерусалим

Previous post Next post
Up