Oct 04, 2015 11:46
"Бог оглядел Свое творение - все оно было очень хорошо" (Бытие 1:31)
В первой главе Бытия Бог создаёт идеальный мир. Мир, где всё "очень хорошо". О мире в целом и о каждом из творений Бог и говорит, "это - хорошо". Только об одном из творений Бог не сказал "хорошо": о человеке. Во второй главе Бытия начинаются проблемы: впервые вдруг что-то "не хорошо". И у кого же проблема? Ну разумеется, у человека. Но есть ещё одна деталь, которая отличает первую главу Бытия от второй. В первой главе Бог - просто Бог, на иврите "ЭЛОХИМ". Во второй главе Библия в первый раз называет Бога - Господь (на иврите - непроизносимое четырёхбуквенное имя "ИХВХ").
В третьей главе всё уже совсем "не хорошо". Мы все знаем историю. Испытание. Провал. Болезненное расставание. В третьей главе, как и во второй, Бог - это всё время "Господь Бог". Чем отличаются друг от друга два имени Бога? Что нам сообщает о Нём имя ЭЛОХИМ - Бог, и что ИХВХ - Господь? Комментаторы говорят, что первое ассоциируется прежде всего с Его могуществом и справедливостью, а второе - с Его милосердием. Миру, где всё хорошо, достаточно могущественного и справедливого Бога. Миру, где что-то "не хорошо", нужен Бог милосердный.
Мэр города Екатеринбурга в России - Евгений Ройзман - один день в неделю с утра до позднего вечера полностью посвящает приёму граждан. В большом городе, таком как милионный Екатеринбург, кто-то всё время попадает в беду. У кого квартиру отобрали, кого-то несправедливо осудили, кому-то просто жить не на что. И люди идут к мэру со своими проблемами. Он и его команда пытаются выслушать и как-то помочь. Критики говорят: наш мэр занимается не своим делом. Он попусту тратит своё время на тушение отдельных пожаров, а должен был бы выстраивать правильную структуру управления городом, где для каждой такой проблемы найдётся системное решение. Мне очень запомнился ответ Евгения одному из таких критиков: "Система не может сострадать. Система не может проявлять милосердие. Человек может".
Не сказав о человеке, что он "хорош", Бог показывает нам, что процесс творения человека как бы не завершён. В каждого из нас Бог заложил неимоверный потенциал: мы сотворены по образу и подобию Божьему. Но раскроем ли ты и я наш потенциал - зависит от нас. Когда мы проявляем милосердие - посвящаем время, силы, ресурсы, чтобы сделать что-то хорошее, что мы не должны, не обязаны, - мы раскрываем наш потенциал богоподобия. В нашем мире сейчас многое, очень многое "не хорошо". Мы критикуем несовершенную и несправедливую систему: муниципалитеты, государства, законы, международные организации... Систему можно и нужно улучшать. Но система не решит всех проблем. Идеальному миру достаточно было системы. Неидеальному миру позарез нужно милосердие. Милосердный Бог. Милосердный Человек.
милосердие,
недельная глава Торы,
Бытие,
Берешит