Sep 20, 2015 14:50
"Он вынес приговор, которого они требовали" (Евангелие от Луки, глава 23, стих 24, Современный Русский Перевод Библии)
Суд над Иисусом - самый вопиющий пример несправедливого правосудия. Судья выносит не тот приговор, который вытекает из закона, не тот, который соответствует его собственному чувству справедливости, а тот, которого от него требуют. Кто требует? Какие-то влиятельные люди, какая-то толпа, собравшаяся на площади. Все эти люди и их требования не должны иметь никакого отношения к приговору. Есть закон, есть человек с его деяниями и судья, который должен сопоставить доказательства содеянного с постулатами закона. Всякое внешнее влияние на судью должно быть исключено... В суде над Иисусом и в многочисленных случаях из нашей собственной жизни мы наблюдаем ситуации, где решение суда определяется какими угодно факторами, но не законами и справедливостью.
Из евангелий может сложиться впечатление, что Иисус относился к человеческому суду с пренебрежением. Перед Своими судьями - и перед синедрионом, и перед Иродом, и перед Пилатом - Иисус упорно молчит, не отвечает на их вопросы. Своих учеников он учил: "Никого не осуждайте - и вас Бог не осудит" (Мф.7:1). Считал ли Иисус, что суд - это вообще неправильно и не нужно? Такое практически невозможно допустить. Иисус подчеркивал свою приверженность Закону Моисееву. А в законе сказано: "Назначайте судей и старост, во всех городах ваших, отданных вам Господом, вашим Богом, - во всех ваших племенах - и пусть они судят справедливо." (Втор.16:18) Раввины считают эту заповедь настолько основополагающей, что она входила не только в 613 заповедей, обязательных для народа Израиля, но и в 7 заповедей (законов Ноя), обязательных для всех народов мира.
Как же нам понимать знаменитое "не судите"? Сопоставляя всё, я думаю, что Иисус имел в виду: не судите, если вас никто не ставил судьями; не судите, думая, что вы сами изначально выше и лучше тех, кого вы судите; не становитесь судьями, не осознав колоссальной ответсвенности судьи и если вы не готовы поставить справедливость выше собственного благополучия. В большой картине, Бог дал человеку миссию преобразования мира. И справедливый суд - необходимое условие возможности этого преобразования. Провалы людей таких, как Пилат и лидеры синедриона, не отменяют заповеди установления судов и заповеди стремления к справедливости. То, что нам так редко удаётся соблюсти заповедь, не значит, что нужно прекратить пытаться.
справедливость,
суд,
Евангелие от Луки