Aug 09, 2015 10:34
«Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие» (Второзаконие, глава 11, стих 26, Русская Синодальная Библия, Недельная глава Торы Ръэ, 1-я алия)
В 1974 году более 41 миллиона советских кинозрителей посмотрели фильм «Земля Санникова» о поиске группой авантюристов таинственной «обетованной земли» за полярным кругом. Пожалуй, ещё более знаменитой, чем сам фильм, стала использованная в нём песня «Есть только миг». Несколько лет вся страна напевала:
«Призрачно всё в этом мире бушующем,
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь».
Эти строчки не давали покоя властям. Поиск истины не входил в программу партии. 3-го июня 1983-го г. газета «Труд» от опубликовала статью «Есть только миг?», где говорилось, что песня эта, в сущности - о слабых людях, которые только ноют, что жизнь быстротечна, и заботятся лишь о собственной судьбе, что мол тревожит она юные души ложной романтикой, мещанскими представлениями о счастье.
Песня, конечно, и с христианской точки зрения спорная. Но как-то так получается, что перед входом в обетованную землю Моисей говорит народу нечто похожее: «есть только миг». «Я предлагаю вам СЕГОДНЯ», - говорит Бог. Выбор между благословением и проклятием каждый из нас делает СЕГОДНЯ. Наше прошлое не должно определять его. Возможно, мои родители выбрали для меня проклятие. Возможно, люди вокруг меня выбирают проклятие. Возможно, долгие годы своей жизни я выбирал проклятие. Но есть только миг - СЕГОДНЯ. И сегодня я могу выбрать благословение. Прошу прощения за издевательство над грамматикой русского языка, где как известно, глаголы восприятия не образуют повелительного наклонения, но слово, переведённое как «вот» дословно означает «увидь!» Предложение в силе СЕГОДНЯ, нужно только увидеть.
Дальше Моисей начинает рассказывать о том, как выбрать благословение. Стихи с 12:2-3 говорят о том, что нужно тщательно очистить землю от идолов, мест поклонения им и даже искоренить память о них. 12:4 говорит удивительное: «Не то должны вы делать для Господа, Бога вашего». Дословно: «не делайте так Господу, Богу вашему». Трудно не споткнуться об этот стих. Тот, кто хочеть увидеть, увидит, что сегодня память о живом Боге старательно искореняется со многих земель, где мы живём. Что же мы выбираем сегодня?
Моисей обещает народу, что в противовес множеству мест поклонения идолам, Бог укажет им одно место, где весь народ будет поклоняться Богу. 12:5 «Но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите». Дословно: «место, какое изберёт Господь…, ищите и туда приходите». Здесь вроде парадокс: зачем искать, если Господь изберёт место и укажет? О Давиде сказано, что он не давал себе покоя, «не давал сна очам», пока не найдёт место для Храма. Именно эти его тщательные усилия и упорный поиск были вознаграждены, когда пророк открыл ему место для возведения жертвенника, где впоследствии будет построен храм. Отсюда принцип: божественное откровение и человеческий поиск идут рука об руку. Пророческое слово нисходит к тем, кто дал себе труд исследовать факты.
Иисус убеждал своих учеников быть искателями. Он говорил: «ищите Царствия Божия», «ищите и найдёте». Рассуждая о стихе 12:5, еврейские мудрецы говорили, что когда храм будет построен, израильтяне со всех концов страны будут стекаться к нему. По пути они будут спрашивать у людей: «А куда идти, чтобы попасть в Храм?». Но так как «ищите» - это заповедь, то мудрецы учили, что даже если ты хорошо знаешь дорогу к Храму, на пути нужно спрашивать у людей: «А где Храм? Как попасть туда?» Эти вопросы должны были пробуждать энтузиазм тех, у кого спрашивают. Может быть, кто-то давно не ходил в Храм. Знает дорогу умом, но забыл её на практике. Если ему говорить: «Иди в Храм. Вот же он, там», то это скорее всего вызовет противодействие и ожесточение. Но если он снова и снова будет слышать вопросы прохожих: «А как пройти к Храму? Где Храм?», возможно, вопросы эти скорее пробудят у человека желание найти собственную дорогу к Храму. Я вижу в этом новую парадигму евангелизации. В нашем плюралистичном мире плохо работают указания: «Идите к Богу! Идите в церковь!». Но если наши друзья будут видеть в нас не столько всезнаек-моралистов, сколько увлечённых искателей, своего рода авантюристов в поисках обетованной земли, это может и их побудить искать. А ведь ищущий, как известно, находит.
«Увидь… предлагаю… сегодня…» - это звучит как авантюра. И правда же. Есть только миг...
поиск,
недельная глава Торы,
Ръэ,
проклятие,
благословение,
Храм,
Второзаконие,
Дварим