"Хамса-чакра - это кардинальный центр, который выражает благоприятность в нашем сознании. Это значит, что если этот центр пробужден и бдителен, то мы сразу же знаем, что благоприятно, а что нет. Или же мы можем назвать это Божественным благоразумием."
Шри Матаджи Нирмала Деви,
Хамса-чакра представляет собой часть Вишудди и находится между глазами на переносице. Она связана с чувством различения и проницательностью. Эта чакра очень важна, так как на уровне Хамсы части Ида-нади и Пингала-нади выходят и проявляются. Это означает, что выражение каналов Ида и Пингала дается через Хамсу-чакру. Поэтому эта чакра такова, что хотя ее влияние и не распространяется вплоть до Агии-чакры, но она содержит определенные нити или определенные части каналов Ида и Пингала. И они начинают течь через наш нос, выражаться через наши глаза, через наш рот, через наш лоб. Вишудди-чакра имеет 16 лепестков, которые следят за глазами, носом, горлом, деснами, зубами, но выражение всех их идет через Хамсу-чакру.
Есть прекрасный куплет по этому поводу на Санскрите, в котором говорится, что журавль и лебедь - оба белые, и что отличает их друг от друга? Если мы смешаем вместе воду и молоко, то Хамса-чакра поглотит только лишь молоко, так как она может отличать воду от молока, в то время как журавль не может.
Нужно очень глубоко понять, что такое благоразумие в нашем внешнем проявлении. Мы всегда стараемся проявить себя внешне. Очень важно как мы смотрим, очень важно на что мы смотрим, что мы видим, что мы воспринимаем. Очень важно иметь хороший внешний вид. Также наша речь, литература, поэзия, наши взаимоотношения с другими людьми - все эти формы выражения требуют благоразумия, которое является глубоко заложенным знанием или мудростью. Благоразумие означает, что мы должны выбирать вещи, которые хороши для нас, которые благоприятствуют нам, которые хороши для коллектива, которые хороши для нашего восхождения. И наоборот, люди, у которых отсутствует благоразумие, попадают в разного рода ловушки.
Рассмотрим теперь то, что люди зовут условностями. Говорят, что нужно избегать условностей, что нужно быть свободными от условностей. Но это абсолютно неправильно. В этом также должно соблюдать благоразумие. Нужно посмотреть, какие условности хороши, а какие - плохи. Из-за того, что нет благоразумного отношения к условностям, сходу отбрасываются традиции, отбрасывается то, что приходит к нам с нашим опытом или с опытом наших предков, отбрасывается все, даже история и мы говорим: "О, мы вне этого, мы чувствуем себя свободными". Разум не может дать нам благоразумие. Он не может дать нам благоразумие, что касается условностей.
Когда мы говорим "Хам" и "Са", то эти два слова означают на самом деле видья-мантру Агии-чакры. В ее основании, в корне, лежит Хамса. И здесь "Хам" означает "Я есть". Если мы благоразумны, то мы не гоняемся за модой и у нас нет глупых идей, мы - личность сами по себе. Такова часть "Хам" - Я есть - это понимание того, что я знаю так много вещей, о которых обычные люди не знают и поэтому мне нечего с ними водиться, мне не стоит слушать их лекции, они немногому могут научить меня, что бы они ни знали, я знаю гораздо больше их, знать о самом себе - это часть "Хам", а благоразумие левой стороны - это "Са". "Са" означает Ты (Вы), означает - Ты есть Бог. Ты - есть Тот. Это идет с левой стороны - это "Са". Итак, слово Хамса состоит из благоразумия двух типов, где "Я есть" и где "Ты есть". Баланс лежит между этими двумя, что прекрасно видно на примере Луны и Солнца. В центре находится крест, который дает нам баланс, который дает нам Дхарму. Как эти вещи соединяются один с другим слой за слоем мы можем видеть так же, как дхарма соединена с благоразумием.
Итак, качествами Хамсы-чакры являются: проницательность и благоразумие.
Очистка Хамсы-чакры касается физических методов. Поскольку она большей частью снаружи, то и очистка должна также быть физической.
Крайне рекомендуется регулярно пользоваться маслом Ги.
Также очень важно для Хамсы-чакры не целовать людей, поцелуи должны быть прекращены, поскольку с поцелуями мы получаем микробы от других людей, не нужно этим увлекаться. Если в Индии вы захотите кого-либо поцеловать, то у него не будет слишком большого желания сделать то же самое. Чем больше вы будете выражать свою любовь подобным образом, тем меньше ее останется внутри вас.
Или другой пример внешнего выражения, люди говорят: "спасибо, спасибо, спасибо". Это всего лишь пустые слова. Многие люди во многих странах вовсе не говорят спасибо, но внутри себя они испытывают благодарность и эта внутренняя благодарность и создает глубину, которая необходима. Так что необходимо быть благоразумными и избегать делать что-либо слишком поверхностно, избегать крайностей, чрезмерного внешнего проявления.
Дети - наиболее спонтанны, они ни в коей мере не искусственны. Точно так же мы должны быть естественными в любых своих проявлениях, ничего даже, если при разговоре один человек ударит другого чуть сильнее, чем нужно, не имеет значения, они не оскорбляют друг друга, это - любовь, это - проявление любви, все в порядке, но это должно быть естественно, должно быть спонтанно, мы не должны прибегать к какой-либо искусственности, ни в коем случае.
Click to view