По случаю Дня победы: (+ cross-post в facebook:
link )
Празднование победы над Германией. 8 мая 1945 года. Справа - театр "Габима".
1. Всех, кому это важно - с Победой!
(безотносительно 8 или 9 мая и почему, чей вклад был больше и т.д. Главное - нацистский режим был повергнут)
2. "Израильский аспект". В сегодняшних публикациях этой фотографии уже встречал, опять же, неважно откуда - отклики вроде "почему и по какому праву - евреи", "Израиля в 1945 еще не было" и т.д.
На "почему" реагировать смысла не вижу, а вот с "государства еще не было - соглашусь, но уточню: победу над нацизмом праздновал Ишув - еврейская часть подмандатной Палестины. Арабская же ее часть была скорее на стороне нацистской Германии.
Как раз про это "забыл" Путин в 2015, пригласив на 70-летие Победы "президента" Аббаса, который изо всех сил старается продолжить юдофобские "традиции" нац.героя "Палестины" муфтия аль-Хусейни.
Так что, не будем забывать и про это.
Оригинал взят у
yozhik_ в
"Пауль Голдман. Газетный фотограф, 1943 - 1961"В последнее время в Израиле наблюдается всплеск интереса к отечественной фотографии: это будет уже третий отчёт о фотовыставках за год с небольшим.
Первым был отчёт о
выставке Авраама Соскина, во втором я рассказывал о фотографе-самоучке
Шимоне Корбмане, а сегодня речь пойдёт о выставке работ Пауля Голдмана, проходящей сейчас в музее Эрец Исраэль в Рамат-Авиве.
Это чистая случайность, но получилось очень красиво - сначала публике представили Соскина, работавшего до середины 20-х годов, затем состоялась выставка Корбмана, запечатлевшего жизнь еврейского ишува в 20-30-е годы, и вот сейчас пришел черед Голдмана с его снимками 40-50-х годов.
Интересно то, что судьба Голдмана - удивительное сочетание судеб его предшественников, Соскина и Корбмана. Как и Соскин, Голдман был профессиональным фотографом; как и Корбман, он доживал свои дни в безвестности и забвении.
Самый знаменитый снимок Пауля Голдмана.
Премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион на пляже в Герцлии. 20 сентября 1957 г.
Это фрагмент
снимка большего размера, на котором Бен-Гурион запечатлен с охранником.
Ровесник ХХ века, Пауль Голдман родился в Австро-Венгрии, в Будапеште. В Палестину приехал уже сформировавшимся мастером, в возрасте 40 лет.
В 1943 году, после службы в британской армии, во время которой был дважды ранен, начинает работать фрилансером, сотрудничая в основном с зарубежными новостными агенствами и журналами.
Автопортрет. 1946 г.
Сразу видно, что снимок сделан профессионалом экстра-класса.
Голдман резко выделялся на фоне своих коллег - он был намного старше большинства из них, говорил на ломанном иврите, предпочитая ему английский, немецкий или родной венгерский, одевался в костюм и галстук, как будто никуда из Будапешта и не уезжал.
Но главным его отличием от молодых фоторепортеров было то, что он был профессионалом до мозга костей. Лучше всех о нём высказался Ури Авнери, известный журналист крайне левых взглядов, с которым в иных случаях я редко схожусь во мнении: "перфекционист в стране халтурщиков".
Празднование победы над Германией. 8 мая 1945 года. Справа - театр "Габима".
Из фотографий Голдмана нельзя узнать о его политических взглядах, об его отношении к происходящему - его беспристрастность можно принимать за эталон. Во многом именно из-за этого его снимки почти не попадали в альбомы израильской фотографии, выдержанные в патриотическом духе, характерном для первых лет молодого государства.
Рынок Кармель в Тель-Авиве. 1946 год.
Но именно поэтому сейчас, по прошествии 50 лет, эти снимки представляют особую ценность, т.к. многие из них запечатлели повседневную жизнь обычных людей. Рынок, торговцы, разносчики газет, британские солдаты, бывшие узники концлагерей (самую сильную и в тоже время самую страшную фотографию из этого цикла "Feld Hure" я выложить всё же побоялся), переселенцы из Йемена, наводнение в Шхунат ха-Тиква - большинство этих тем были вне израильского мейнстрима 40-50-х годов, когда основное внимание уделялось освоению новых поселений, а негатива при этом старались избегать.
Профессионализм и превосходная интуиция Голдмана позволяли ему также запечатлевать то, что его молодые коллеги "не видели" в самых стандартных ситуациях - на официальных приёмах, парадах, на футбольном поле.
Потопленная
"Альталена" у берегов Тель-Авива. Июль 1948 г.
Исход населения из арабской деревни Бир Бурин (ныне Бееротаим) в Тулькарм. 1948 год.
С начала 60-х гг. Голдман отходит от работы фотографом и живет с женой и дочкой в крайне стесненных условиях в Кфар-Сабе. В 1986 году он скончался.
Несколько лет назад журнал "Тайм", готовивший выпуск к миллениуму, включил в него снимок стоящего на голове Бен-Гуриона. Редакция журнала заинтересовалась, кто же автор этой фотографии, но не смогла сразу получить ответ.
Усилиями известного фотографа Давида Рубингера (снял израильских солдат у стены плача в 1967 году) удалось выйти на Медину, дочь Голдмана. Согласно записям, которые вёл пунктуальный фотограф, было определено его авторство. Заодно Рубингер, один из немногих, кто знал истинную цену снимков Голдмана, поинтересовался о судьбе архива. Узнав, что фотографии пылятся на антресолях, он нашёл американского бизнесмена, согласившегося выкупить коллекцию негативов целиком (всего 40 тысяч негативов).
Дочь Голдмана даже не подозревала о значимости архива отца и когда ей предложили назначить цену, запросила 1 доллар за негатив. Американец тут же выписал чек. Получив 40 тысяч долларов, она посчитала, что совершила сделку жизни. На деле цена этой коллекции намного и намного выше...
Израиль-СССР 1:2. Рамат-Ган, 31 июля 1956 г.
Капитаны команд - Ицхак Шнеор и
Анатолий Башашкин Пролежавшие более 30 лет негативы оказались в очень плохом состоянии, их отправили на обработку в специальную лабораторию. Работы продолжаются до сих пор. Сейчас можно уже сказать, что более 30 тысяч снимков удастся сохранить.
На выставке представлены 114 снимков - капля в море, но организаторы были ограничены в размере экспозиции, павильоны в музее небольшие. Остается надеяться, что найдутся средства на постройку помещения, в котором можно будет выставить коллекцию целиком и на постоянной основе - обязательное условие нового владельца архива для передачи его в дар государству.
А пока после 15 декабря она отправляется в путешествие по США.
Тем, кто хочет подробнее ознакомиться с творчеством Голдмана, рекомендую статью в газете "Jerusalem Post"
"Забытые негативы", с продолжением -
2,
3 (на английском) и огромный обзор в газете "Гаарец"
"Перфекционист в стране халтурщиков" (иврит).
Описание выставки на сайте музея (иврит)
Часы работы музея. Работает в субботу, но магазин музея в этот день закрыт.
Стоянка платная, за исключением субботы.
за вход в музей (35 шекелей), на мой взгляд, непомерна высока. Я бы рекомендовал приобрести каталог выставки за 80 шекелей в магазине перед входом в музей. Его можно неспешно просматривать в домашних условиях, выискивая всё новые и новые детали.
Если же всё же собираетесь пойти в музей, советую заглянуть на ещё одну выставку - немецких открыток, которая закрывается на 3 дня раньше, 12 декабря. О ней я тоже расскажу. Может быть, уже послезавтра :-)
Рейтинг: 3 из 5.
--------