Этот текст: продолжение размышлений о грядущем обществе, элите, собственности на средства производства.
Первый текст опубликован в
моем блоге в "Однако" Здравствуйте уважаемые читатели моих заметок.
Продолжаю подводить итоги нашей дискуссии.
В прошлых заметках я разобрал следующие вопросы.
1. 1. Почему советская элита ответственна за развал СССР.
2. 2. Почему невозможна технократия в частности и меритократия в целом во временном промежутке, более долгом, чем жизнь первого поколения технократической элиты.
3. 3. Почему в грядущем обществе будет элита и почему понятие «элита» совсем не тождественно понятию «лучшие люди».
4. 4. Почему в обществе будет существовать частная собственность на средства производства, как бы противно это нам не было и...
5. 5. почему элита будет владеть значительной частью означенной собственности.
6. 6. Почему нельзя часто менять элиту через устроение революций - лайт, а-ля 90-е и революций - хард а-ля 17-й и 93-й ( 1793, во Франции ).
7. 7. Кто такие «полубоги».
Теперь о том, почему невозможен социализм.
Сначала давайте посмотрим определения, что такое
социализм и что такое
капитализм тобы мы все были уверены, что говорим об одном и том же.
Из определений следует, что главное отличие социализма от капитализма в том, что при социализме нет частной собственности на средства производства, а при капитализме она есть.
Ранее я привел аргументы о том, что частная собственность на средства производства будет существовать в грядущем обществе. Эти аргументы пока никто убедительно не опроверг.
Вывод: мы должны или признать, что социализм невозможен или поменять определения и установить какие-то другие критерии отличия социализма от капитализма, убрав из определений означенную собственность на средства производства.
Собственно, на этом можно было бы остановиться. Если бы не возвышающаяся на горизонте глыба, которую зовут Анатолий Вассерман.
По его утверждению, «социализм не только возможен, но и неизбежен».
Я читал две его книги: «
Украина и остальная Россия» и «
Острая стратегическая недостаточность», а также большое множество его статей, публиковавшихся в разных изданиях. Кроме этого смотрел такое же большое множество передач с его участием. Отношусь к нему с искренним уважением.
Его утверждение о неизбежности социализма обосновывается «
технической возможностью полного и точного планирования всей хозяйственной деятельности всего общества» В свою очередь, это утверждение основано на идеях и работах академика
В. М. Глушкова .
Что можно сказать по этому поводу?
Мы с Анатолием Вассерманом в некотором роде коллеги. Точнее были коллегами: я «практикующий» прикладной математик, а он «в запасе». Я защищал кандидатскую на факультете Прикладной Математики и Процессов Управления СПбГУ в 1995 году по специальности 05.13.11 (Математическое и программное обеспечение ЭВМ). Во время подготовки диссертации, в 1993 году, я посещал Институт Кибернетики им. В.М.Глушкова в Киеве, работал там, знаком с трудами Виктора Михайловича и его школы. Занимался я алгоритмами поиска в больших базах данных, и Институт Кибернетики с его работами мне очень подходил: в то время БД на несколько миллионов записей найти было не так уж легко, а уж «поиграться» с ней - того труднее.
Так вот… я согласен с утверждением Анатолия Александровича: эффективное планирование в народном хозяйстве будет возможно в ближайшие десять лет.
Но «возможность» вовсе не означает «необходимость» и «осуществимость».
Поясню на аналогии.
Возможно ли технически широкое распространение ядерной энергетики в современной Германии? Да. Разумно ли это? Да. Нужно ли это немцам? Да. Осуществимо? Нет! Аргументы приведите сами, Гугл в помощь.
Так и тут.
Или:
1. мы должны признать неверным определение социализма, приведенное выше, и допустить, что частная собственность на средства производства при социализме возможна,
или…
2. мы должны воспитать новый тип человека и сформировать из таких людей новое общество, в котором будет возможна «невырождающаяся» меритократия (что, кстати, невозможно по утверждению самого Анатолия Вассермана: кооптация)
или…
3. мы должны прийти к такому обществу в котором вовсе не будет элиты в том смысле, в котором мы понимаем ее
сейчас .
Возможно ли первое? Да. Но говорит ли Анатолий Вассерман о корректировке определений?
Возможно ли второе? Принципиальной невозможности не вижу, но дело это явно не десяти лет, необходимых для развития ЭВМ до уровня задач В.М. Глушкова. Напомню, что СССР это не удалось, хотя «строитель коммунизма» интенсивно воспитывался и имел свой «моральный кодекс», а новая формация «советский народ» объявлялась свершившимся фактом.
Возможно ли третье? «Безэлитное» общество? Я считаю, что нет. Доказательно обосновать не могу. Аргументы в моей первой заметке, логических огрех не вижу. Впрочем, Анатолий Вассерман тоже не может доказательно обосновать, например, вырождение элиты, пополняемой методом кооптации, что он признал в одном из своих выступлений и что не мешает ему это утверждать.
Собственно все. В следующий раз я постараюсь объяснить, как я предлагаю поддерживать справедливость в обществе.
С уважением, Игорь Ольвин.