Американская история. 9/11. Падение гигантов

Sep 30, 2012 13:30




Утром 11 сентября находящиеся в Нижнем Манхэттене услышали звук низколетящего самолета. Все в его полете было необычным - направление (южное вместо привычного северного), высота (слишком низко), скорость (слишком быстро).

image Click to view



В пределах минуты нью-йоркская служба спасения 911 была затоплена звонками. Люди звонили из Всемирного Торгового Центра и его окрестностей. Находившиеся внутри Центра думали, что взорвалась бомба. Очевидцы же с улиц сообщали о врезавшемся в Северную Башню самолете.

Правы были последние, они ошибались только относительно его размеров. Небоскреб протаранил не легкий частный самолет, а тяжелый коммерческий Боинг 767, имеющий размах крыла 47,4 м и вес около 170 тонн.




Таран Северной Башни и после него

В последний момент самолет накренился, и удар пришелся на несколько этажей - с 93 по 99.




Через доли секунды после удара произошел взрыв и начался пожар. Сила удара была такова, что некоторые части самолета пробили южную стену башни и упали за несколько кварталов от ВТЦ.




Самолет перерезал 37 внешних колонн, снес перегородки десятков офисов, разрушил половину центральных колонн. Все три лестницы небоскреба были завалены обломками в районе удара.




В Северной Башни уже находилось около семи тысяч человек, и судьба каждого была определена местом нахождения в момент удара.

Оказавшиеся в районе тарана погибли.
Практически все с этажей ниже зоны тарана спаслись.
Самая же ужасная участь ждала находившихся на верхних этажах.

Северная Башня. Зона удара

На этих этажах располагались офисы большой страховой компании Marsh & McLennan и двух компаний поменьше - Fred Alger Management и Carr Futures.




Никого с этих этажей не осталось в живых, поэтому можно делать только предположения о последних минутах находившихся здесь людей. Большинство, очевидно, погибло в момент удара, те же, кто пережил таран, сгорели в огне или задохнулись в дыму.

Компания Marsh & McLennan потеряла 358 человек, став второй по числу погибших в тот день людей. Первой в этом печальном списке стоит Cantor Fitzgerald (658 человек).

Северная Башня. Выше зоны удара

Офисы Cantor Fitzgerald находились на этажах 101-105. Выше, на 106 и 107 этажах, располагались рестораны и бары комплекса Windows on the World. 11 сентября фирма Risk Waters проводила здесь конференцию, на которую было приглашены представители различных финансовых компаний.

Верхние этажи сразу превратились в ловушку - спуститься с них спасаемым или попасть туда спасателям стало невозможно. Пожар усиливался, дым быстро заполнял помещения.




Десятки людей, пытаясь избежать огня и дыма, разбили оконные стекла, выбрались наружу и чудом удерживались между колонн.




Скоро люди стали падать - кто-то, не удержавшись, срывался, некоторые же осознанно выбирали такой конец.




В местах, мало затронутых пожаром, люди собирались в группы. Сначала они пытались прорваться вниз, но, убедившись в невозможности этого, устремились вверх, надеясь дождаться спасателей на крыше. У всех в памяти еще были свежи картины спасения вертолетами в 1993 году.

Северная Башня. Ниже зоны удара

После взрыва горючее по шахтам лифтов добралось даже до подземных этажей. В нескольких местах образовались локальные очаги возгорания, но основной пожар, бушующий в зоне удара, не распространялся вниз.

Все лифты вышли из строя, однако лестницы позволяли эвакуировать людей, оказавшихся ниже зоны удара. Из-за неготовности практически всех служб к событиям такого масштаба повсюду царила неразбериха.

Система оповещения плохо функционировала, и в большинстве мест сообщений просто не было слышно. Многие звонили в службу 911, но не могли дозвониться. Прорвавшиеся же к операторам получали противоречивые указания - подниматься, спускаться или оставаться на месте.

Через несколько минут после тарана было объявлено о всеобщей эвакуации. По неприспособленным для такого человеческого трафика лестницам начался массовый исход.




Навстречу по этим же самым узким и крутым лестница стали подниматься главные спасатели - пожарные.




Северная Башня. Спасатели

Пожару была присвоена 5-ая, высшая, категория. К горящей башне Торгового Центра были направлены десятки пожарных расчетов.

Каждый пожарник был основательно экипирован - тяжелая защитная одежда, шлем, дыхательный аппарат. В арсенал входили мощный фонарь, радио и, в зависимости от профиля пожарника, топор или шланг.




Система тушения небоскреба отказала, лифты не работали. Попасть к месту пожара можно было только по лестницам - 90 этажей пешком, в полной выкладке, с весом снаряжения более 40 кг.

Пожарные команды решают разные задачи - одни тушат пожар, другие спасают. Очень скоро стало ясно, что пожар потушить невозможно, и было принято критическое решение - свести все действия только к спасательным. Это означало, что люди, находившиеся на недоступных с земли верхних этажах, были обречены.

А что происходило в Южной Башне?

Южная Башня. Неопределенность

Ветер в то утро был северо-западный - дым уносился на Бруклин/Рокэвей




и окутывал верхние этажи Южной Башни




В большинстве компаний, имеющих офисы в Южной Башне, было решено начать эвкуацию сотрудников. На скоростных лифтах люди быстро спустились на первый этаж. Неожиданно было объявлено, что все могут вернуться на свои рабочие места - пожар в соседнем небоскребе не угрожает Южной Башне. Именно в этот момент люди делали роковой выбор - остаться внизу или подняться на свой этаж.

Дисциплинированные сотрудники Fuji Bank, услышав обьявление, развернулись и гуськом направились к лифту. Среди них был Стэнли Праймнатх, вице-президент банка. Он добрался до своего офиса на 81-м этаже и отвечал на телефонные звонки, когда его внимание привлекла движущаяся точка в небе

image Click to view



Таран Южной Башни и после него

Второй самолет появился в 9:02. Камеры засняли его быстрое нисхождение, но из-за небоскребов Боинг было плохо видно с земли. Для находящихся рядом с башнями-близнецами самолет возник словно ниоткуда.

image Click to view



Боинг вошел в Южную Башню как нагретый нож в масло. Раздался взрыв ...

Каждому стало ясно, что все происходящее в это утро - не просто цепочка случайных событий. Америка находилась под атакой.

Пирл Харбор. Made in USA

После декабря 1941 года в Соединенных Штатах принято сравнивать с Пирл Харбором любое трагическое событие, заставшее эту сверхдержаву врасплох. Не было исключением и 11-ое сентября - по неожиданности и последствиям оно более других заслужило подобного сравнения.

Отличалась атака 11 сентября от Пирл Харбора тем, что, во-первых, затронула континентальную часть Америки, а во-вторых, была осуществлена американскими самолетами, пилотируемыми людьми, обученными американскими инструкторами.

Организатором терактов оказался один из бывшиx моджахедов, которых те же американцы активно поддерживали во время советско-афганской войны.




Теракты были тщательно спланированы. Самолеты - трансконтинентальные (больший запас горючего), сезон - ранняя осень (хорошая погода, отличная видимость), день недели - не уикенд (меньше пассажиров).

Что же касается людей, готовых к суицидной миссии, то здесь проблемы не возникло. Среди вещей одного из террористов, Мохаммеда Атты, было найдено "руководство", в котором говорилось:

И вы вселите ужас в сердца неверных ...
Вы не вернетесь на землю. Знайте, что небеса будут ждать вас, и там у вас начнется лучшая жизнь.
Ангелы будут звать вас по имени ...

Утром 11 сентября девятнадцать камикадзе поднялись на борта четырех самолетов.

Второй удар - быстрее, ниже, сильнее

Второй таран был похож на первый - такой же тяжелый Боинг 767, врезавшийся в фасад небоскреба, такой же страшный удар, разделивший башню на три зоны, такой же многоэтажный пожар, не поддающийся тушению. Но было несколько критических отличий, обусловивших различную судьбу зданий и людей.

Второй самолет врезался в небоскреб ниже - удар пришелся на этажи с 78 по 85.




Скорость второго Боинга в момент удара была выше скорости первого на 150 км/час




Самолет чуть не промахнулся.




Врезавшись в правую половину южного фасада, он разрушил тридцать внешних колонн, половину центральных колонн и две лестницы




Но одна лестница осталась неповрежденной! Как раз на этих этажах она огибала машинный зал лифтов.




Зал защитил лестницу, приняв удар на себя. Для полторы дюжины человек лестница A стала дорогой жизни.

Южная Башня. Зона удара

78-ой этаж - это этаж со sky lobby, где останавливались экспресс-лифты. Левое крыло самолета рассекло "небесный вестибюль" по диагонали, убив и искалечив десятки людей, ожидавших здесь лифтов. Только 14 человек, многие из которых были сильно изранены, сумели выбраться из здания.

На этажах 79 - 84 в момент удара находилось около 120 сотрудников компаний Fuji Bank, Chuo Mitsui Trust & Banking, Euro Brokers




Из них спаслось всего четверо:

Брайан Кларк (Euro Brokers), Ричард Ферн (Euro Brokers), Рон Дифранческо (Euro Brokers), Стэнли Праймнатх (Fuji Bank)




Ричарду Ферну из компании Euro Brokers невероятно повезло.
Он покинул отдел торгов, расположенный в угловом офисе на 84 этаже за несколко минут до того, как правое крыло самолета разнесло эту часть этажа.
Он был в лифте, когда произошел таран. Лифт загорелся, но Ферн сумел выскочить из него.
И он сразу же нашел дверь, ведушую на лестницу A - единственный возможный путь к спасению.
1512 ступенек спустя Ферн оказался в вестибюле.

Брайан Кларк, Рон Дифранческо и еще несколько человек из компании Euro Brokers спустились по лестнице A на 81 этаж. Здесь они встретили группу людей и стали решать, куда им идти - вниз, по задымленной лестнице, или вверх, на крышу.

Вдруг из-за обломков послышался чей-то призыв о помощи. Это был Стэнли Праймнатх. Кларк и Дифранческо остались, чтобы разобрать завал. Остальные решили подниматься.

Дифранческо начал задыхаться и, вернувшись по корридору, поднялся на 91-ый этаж. Здесь он решил все-таки прорываться вниз. На 80-м этаже Дифранческо упал, обессиленый, но заставил себя встать и продолжить спуск.

Брайан Кларк добрался до Стэнли Праймнатха и они вместе сумели выбраться из здания.

1. 84 этаж. Ричард Ферн, Брайан Кларк, Рон Дифранческо направляются к лестнице А
2. 81 этаж. Брайан Кларк помогает выбраться Стэнли Праймнатху
3. 91 этаж. До этого этажа добирается Рон Дифранческо
4. 80 этаж. Последний привал Дифранческо




Спасение Рона Дифранческо показало, что эвакуация по лестнице А была возможна даже с верхних этажей. Но чуда не произошло - за исключением 18 человек, все остальные, находившихся выше 77 этажа, погибли.

Обе башни. Выше зоны удара

Отступая от огня, задыхаясь в дыму, не зная того, что лестница А цела и доступна, люди поднимались на самый верхний этаж Южной Башни, к вертолетам.

Увы, после 1993 года эвакуация с крыш небоскребов была признана опасной и использование вертолетов больше не входило в планы спасения.

Вертолетчики, облетающие башни, тем не менее высматривали удобные места для посадки. Если бы на крышах появился хотя один человек, спасателям предстояло бы делать тяжелый выбор - оставить людей на верную гибель или совершить опаснейшую посадку. Им не пришлось выбирать - на крышу никто не вышел.

И в Северной, и в Южной Башне двери на крышу были закрыты. Их начали закрывать еще в 70-ых годах - администрация объясняла необходимость этого борьбой с искателями приключений, самоубийцами ... и террористами (!).

Обе башни. Ниже зоны удара

Ниже зоны удара сталкивались два людских потока - спускающихся со своих этажей сотрудников и поднимающихся пожарных. Пожар в Северной Башне уже стал одним из самых больших в истории города, но таран Южной Башни довел магнитуду катастрофы до голливудских масштабов.

К Торговому Центру продолжали прибывать пожарные расчеты - к 9:46 треть личного состава нью-йоркской пожарной охраны находилась здесь.

За десять минут до обрушения. Группа пожарных из 7 расчета у подножия Южной Башни - сейчас они войдут в здание



При обрушении близнецов погибло 343 пожарных, нью-йоркских храбрейших (New York’s Bravest), и 40 полицейских, нью-йоркских лучших (New York's Finest).




Прошло 73 минуты после тарана Северной Башни и 53 минуты - после тарана Южной. На верхних этажах башен ждали помощи, на нижних продолжался исход. Башни потвердили способность подобных сооружений переносить падение тяжелого самолета. Их конструкция не выдержала многоэтажного пожара.

Южная Башня. Последние секунды

Осталось множество записей телефонных переговоров того дня. Одним из самых драматичных был разговор оператора службы 911 с Кевином Косгроувом (компания Aon), находившемся на 105 этаже Южной Башни.

image Click to view


(ниже - перевод, начиная с 4:34)

Cosgrove: We're in John Ostaru's office.O.S.T.A.R.U.
Operator-911: A.R.U.
Cosgrove: Right. That's the office we're in.There are three of us in here.
Operator-911: Ostaru. Hello?
Cosgrove: Hello. We're looking in ... We're overlooking the Financial Center. Three of us. Two broken windows.
Oh God. Oh ... Косгроув: Мы находимся в офисе Джона Остару. Оу.Эс.Ти.Эй.Ар.Ю
Оператор: Эй.Ар.Ю
Косгроув: Правильно. Мы в этом офисе. Нас здесь трое.
Оператор: Остару. Хэлло?
Косгроув: Хэлло. Мы смотрим на ... Мы видим Финансовый Центр. Трое нас. Два разбитых окна
О, боже!(крик)

Южная башня рухнула в 9:59.




Обрушение Южной Башни

Этаж за этажом, башня складывалась подобно карточному домику, покрывая ближайшие дома, улицы и спасающихся людей облаком пыли.

image Click to view



Миллионы людей стали свидетелями трагедии, разворачивающейся в прямом эфире.

Нью-Йорк, Манхэттен, 9:59



Башня падала 12 секунд, унося сотни жизней.




Одним из погибших от падающих обломков был Мичел Джадж, капеллан пожарной охраны Нью-Йорка.




Все то утро Преподобный Джадж находился рядом с пожарными, читая молитвы и помогая раненым.

Северная Башня. Гонка со временем

Командир 11 Батальона Ричард Пиккиотто с группой пожарных остановился на 35-ом этаже Северной Башни для короткого отдыха. Внезапно пол и стены закачались, как при землетрясении. По радио командиру батальона сообщили, что обрушилась башня.
- Какая башня? Антенна? - переспросил он, имея в виду антенну на Северной Башне.
- Южная Башня, целиком.

Ответ был ошеломляющим. Он означал, что спасателям настало время подумать о себе - Северная Башня была обречена.

Шестерка пожарных из 6-го расчета находилась на 27-ом этаже, когда рухнула Южная Башня. Капитан Джон Джонас приказал всем уходить.

На 14-ом этаже они догнали Джозефину Харрис, работавшую в Port Authority. Обессиленная, почти не способная идти, она спускалась с 73-го этажа. Один из пожарных подставил ей плечо, и все они продолжили спуск - теперь быстрее Джозефины, но медленнее, чем шли бы сами. На лестничной площадке четвертого этажа ноги Джозефины совсем отказали. Все остановились.

Именно в этот момент где-то высоко возник гул. Он приближался, превращаясь из шума в грохот. А затем пришел ветер. Его порождали рушащиеся этажи - Северная Башня падала.

Обрушение Северной Башни

Падающие перекрытия набирали скорость - за секунду уже обрушивалось десять этажей.

Гибнущая башня уносила в небытие тысячу человек с верхних этажей, переживших таран.
Где-то на средних этажах остались Пабло Ортис и Фрэнк Демартини, которые помогли выбраться десяткам людей.




На 27-ом этаже находился Абе Зелманович, так и не покинувший своего парализованного друга Эда Бейе.




И на 40-ом и 19-ом этажах - десятки пожарных, не успевших эвакуироваться ...

При обрушении Северной Башни выжило несколько человек, среди которых - шестеро пожарных и сопровождаемая ими Джозефина Харрис.

Место, в котором они находились в момент обрушения, чудом стало "защитным колпаком". Если бы пожарные двигались со своей обычной скоростью, они бы миновали спасительный четвертый этаж, если бы Джозефина спускалась одна, она бы не дошла до этого этажа. Они выжили, потому что пути их пересеклись. Потом пожарные назовут Джозефину своим ангелом-хранителем.




Со стороны падение башни, окутанной дымным облаком, с заваливаюшимся в сторону шпилем, напоминало неудачный запуск ракеты.

image Click to view



Башня упала так быстро, что какое-то время облако хранило ее очертания.




Скоро ветер унес дымный призрак. Башен-близнецов больше не было ...

На долгие 11 лет манхэттенская скайлайн осталась без своего самого отличительного силуэта.




Если вы слышите меня, откликнитесь как-нибудь. Мы придем на помощь



При обрушении башен в них находилось 2605 человек, на бортах самолетов, врезавшихся в небоскребы, было 246 человек. Все они погибли ...

Продолжение


Жемчужины конспиративных теорий
XXI век начинается
Десять лет спустя

Американская история. 9/11. Перечень постов

Previous post Next post
Up