Арктика - зона естественного развития России. Освоение этих просторов нашей страной неизбежно, и предполагает не только место РФ в будущем, но и решение текущих экономических задач.
Сейчас полным ходом разрабатывается новая программа освоения Арктики. Почти уже завершена уборка арктических островов, в рамках которой были вывезены десятки тонн металла и прочих отходов, оставшихся в этом регионе от различных экспедиций и баз.
Через арктические воды проходит Северный морской путь, который в условиях потепления климата становится очень интересной логистической артерией для Европы и Азии.
На 2018-2020 годы запланировано развитие опорных зон, создание новых мощностей для производства ледоколов, модернизация гидрометеорологической сети наблюдения, создание защищенной системы транспортного комплекса. На это выделяется около 210 млрд. рублей.
Прогнозные ресурсы углеводородов именно в российских морях оцениваются более чем в 100 млрд. тонн в нефтяном эквиваленте. Только в недрах Баренцева моря содержится 2,8 трлн. Кубометров газа. Кстати, по оценкам США запасы нефти вообще в Арктике составляют около 90 млрд. баррелей. Эксперты, надо сказать, считают, что это еще крайне скромная оценка.
Арктика - основа стратегии развития нефтяной и газовой промышленности России. Речь идет, кстати, о достаточно близких перспективах - 2020 год. Помимо добывающего сектора, перспективы освоения дают работу, заказы для всех отраслей промышленности.
Арктика - включает в себя Северный Ледовитый океан, Гренландию, несколько островов, а также северные оконечности Европы, России, Канады и Аляски.
Арктика поделена на пять секторов ответственности между Россией, США, Норвегией, Канадой и Данией. В то же время (особенно в последние годы) свои интересы на Арктику все активнее заявляет и Китай.
Инвесторы из Китая, например, активно интересуются участием в проектах в Арктической зоне России, в частности в области железнодорожного строительства, в строительстве нового глубоководного порта. Оно и понятно. У Китая почти не осталось своих природных ресурсов: им нужны нефть, газ, вода, лес, металлы. Россия им видится хорошим и надежным поставщиком этих ресурсов. Причем, по мнению западных экспертов, в силу схожести менталитетов, китайцам с русскими будет договориться проще, чем с европейцами.
Ряд государств, в том числе и Россия, предполагает рост цен на нефть и новые прорывные технологии, которые позволят снизить себестоимость добычи на шельфе. Эти ожидания идут в плюс к рублю, акциям Газпрома и Роснефти.
Что касается бизнеса, то все экспедиции требуют и потребуют хорошего технического, продовольственного обеспечения. Плюс одежда, металлоконструкции, средства теплоизоляции, ветрозащиты и т.д.
Ясно, что по мере истощения ресурсной базы, особенно нефтяной, гигантские арктические запасы приобретают все большее значение. Как, кстати, и их охрана. Тем более что Российская Арктика хранит слишком много богатств, чтобы их можно было оставлять в наше время без защиты…
На Российском шельфе открыто 20 крупных морских нефтегазовых провинций и бассейнов.
По оценкам специалистов начальные углеводородные ресурсы на шельфе России составляют 136 млрд. тонн. Понятно, что эти ресурсы были бы уже освоены, если бы не сложность их добычи. В полярных условиях бурить скважины и добывать нефть - всегда сложно и дорого. Стоимость бурения только одной поисково-разведывательной скважины в Арктике составляет около одного миллиарда долларов.
Тем не менее, в последнее время крупнейшие российские компании осваивают именно такие месторождения.
Газпром успешно построил и эксплуатирует первую ледостойкую платформу «Приразломная» в Печорском море.
«Приразломная» предназначена для разработки Приразломного месторождения в Печорском море. В настоящий момент МЛСП «Приразломная» - единственная платформа, ведущая добычу нефти на российском арктическом шельфе.
Первая партия арктической нефти была отгружена в апреле 2014 года, а в марте 2016 года на «Приразломной» был добыт 10-миллионный Баррель арктической нефти.
Приразломная находится в 55 км. к северу от поселка Варандей в Ненецком автономном округе и в 320 км. к северо-востоку от города Нарьян-Мар. Платформа рассчитана на эксплуатацию в природно-арктических условиях. Она отвечает самым жестким условиям и требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки. Параметры внешней среды заложены с большим запасом, например, высота волны 10 метров, которая, кстати, по статистике бывает раз в 100 лет.
На МЛСП «Приразломная» используется автоматическая система управления и безопасности (АСУБ). Дистанционно и в автоматическом режиме АСУБ управляет процессами добычи, подготовки, хранения и отгрузки нефти, процессами производства и распределения электроэнергии, а также осуществляет контроль пожароопасной обстановки. В случае необходимости система включает аварийную обстановку оборудования и технологических процессов. Процесс полностью автоматизирован, так что влияние человеческого фактора полностью сведено к нулю.
Очень важно, что «Приразломная» работает в соответствии с принципом» нулевого сброса». Использованный буровой раствор, шлам и другие отходы закачиваются в специальную скважину, а собранные дренажной системой и очищенные масло и нефтесодержащая вода, загрязненные дождевая вода и снег - закачиваются обратно в пласт.
Поскольку глубина моря на месторождении небольшая - всего 20 метров, то она установлена непосредственно на дно. Таким образом, все скважины «Приразломной» находятся непосредственно внутри платформы и с водой не сопроикосаются, а ее основание является одновременно и буфером между скважиной и открытым морем.
Надо сказать, что первая Российская МЛСП по многим параметрам не имеет аналогов в мировой практике. Вот только некоторые основные характеристики платформы:
- Длина 139 метров;
- Ширина 144 метра;
- Высота 141 метр;
-Масса 117000 тонн (без твердого балласта) и 247 тонн (с твердым балластом);
- Количество скважин 40;
- Вместимость нефтехранилищ 124000 кубометров;
- Объем нефтедобычи 21000 кубометров в день;
- Персонал 200 человек;
- Период автономности 60 дней;
- Расчетный срок службы 25 лет.
Свои проекты в Северных морях реализует и Роснефть.
Однако, все это проекты, которые реализуются на относительно небольшой глубине и удалении от берега. Для того же, чтобы раскрыть все тайники Арктики, необходим качественный технический прорыв. Когда добычей будут заниматься роботы, имеющие дешевый источник энергии. И надо сказать, что Россия в отличие от других стран мира уже вплотную подошла к решению этого прорыва.
Ведущие российские научно-исследовательские институты и конструкторские бюро разработали проект под названием «Айсберг». Это целый автоматизированный подводный город. Его сердце - подводная атомная электростанция со сроком службы 30 лет, способная работать без участия человека. Она будет питать автоматическую буровую, которая займется обслуживанием скважин. Непосредственное участие человека для этого не требуется, он будет следить дистанционно и с берега. Однако, люди, конечно, потребуются для доставки на дно технологического оборудования и сервисных работ. Для этих целей предназначена новая гражданская подводная лодка катамаранного типа, которая тоже называется - «Проект Айсберг». Она имеет автономность до 90 суток и вмещает экипаж из 40 человек. Все это вместе позволит начать освоение новых северных богатств.
Важно еще и не только количество добытых нефти и газа, важно еще и то, что занимаясь такой грандиозной работой, мы освоим технологии (А России это вполне под силу), которые затем вполне можно будет использовать в космической сфере, например, при освоении Луны. Там ведь тоже понадобятся автономные буровые с надежным источником энергии, и роботизированные фабрики.
Кстати, надо отметить, что о нечто подобном говорили в 80-е годы прошлого столетия. Грандиозная стратегия освоения самых неприглядных для жизни, но наиболее ценных для экономики страны, в частности Арктики, получили тогда шифр «Айсберг». Спустя десятилетия эта стратегия возвращается.
Как недавно стало известно из правительственных кругов, разрабатываемый Фондом перспективных исследований проект, включен в программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».
Еще в начале 2015 года Фонд, совместно со стопроцентной «дочкой» Объединенной судостроительной компании ИКБ МТ «Рубин», приступил к реализации проекта «Разработка подводных (подледных) технологий освоения месторождений полезных ископаемых арктических морей». Шифр с советских времен остался «Айсберг». А вот сама стратегия уже получила более конкретные очертания. Речь на данный момент идет о создании сейсморазведочного, добычного, бурового, транспортно-монтажного, сервисного и энергетического комплексов. А также стационарной системы комплексной безопасности.
Она представляет собой некое подобие торпедной пусковой платформы, защищающей подводный объект от возможного вмешательства потенциального неприятеля.
Что касается подводной АЭС, ее мощность составляет 24 МВт., она сможет работать на полном «автономе» более одного года. Общий ресурс станции рассчитан, повторюсь, на 30 лет использования.
Как это часто бывает в мире высоких технологий, этот объект имеет двойное назначение. Поэтому в его разработке помимо «Рубина», «Газпрома» и «Росатома» принимали (и принимают) участие и структуры Министерства обороны РФ. Минобороны в этом проекте в первую очередь интересна система комплексной безопасности. Спроектированные и созданные наработки могут быть использованы (а некоторые, наверняка, уже и используются) тем же ФМФ при проектировании и создании системы обнаружения, заграждения и поражения подводных целей. Помимо всего прочего, такие точки могут использоваться для защиты арктических границ России. Что само по себе важно, особенно в нынешнее время, когда уже начинают наблюдаться поползновения на наши арктические территории…
Понятно, что такой грандиозный проект должен быть основан не только на самых смелых идеях, но и на щедром финансировании. В этом аспекте, кстати, у России есть одно очень весомое преимущество перед конкурентами: наш участок шельфа самый богатый ресурсами, а значит, и привлекательный для потенциальных инвесторов.
Согласно данным свежего исследования геологической службы США, в его недрах находится 52% арктических нефти и газа. Для сравнения, идущие вторыми США, имеют долю в 20%.
Безусловно, не одним лишь «Айсбергом» должна развиваться Арктика.
Несмотря на заинтересованность отечественных нефтегазовых гигантов в том, чтобы «Айсберг» «не растаял» по пути к своей реализации, катализатором проекта могут стать не только шельфовые месторождения углеводородов. Российская Арктика богата и ценными металлами. Характерным примером является Павловское месторождение на Южном острове архипелага Новая земля, запасы цинка в котором составляют 2,487 млн. тонн, свинца - 549 тыс. тонн.
Помимо свинца и цинка на Новой земле выявлены проявления самородной меди, медистых песчаников, марганцевых руд. К слову сказать, сейчас добыча марганцевых руд в России не ведется, тогда, как марганцевые концентраты завозятся из-за границы.
Если же говорить непосредственно об арктическом шельфе, то там запрятаны еще большие богатства, добраться до которых, и могут позволить разработки «Айсберга». Нельзя здесь не упомянуть золотоносные россыпи, обнаруженные на дне проливов Ильницкого и Лонга, скопления железомарганцевых конкреций в Карском, Баренцевом, Восточносибирском и Чукотском морях…
Если оборона является своеобразным мозговым центром, вершиной «Айсберга», то его спонсором, основанием должна стать нефтянка. Целые подводные города, со своим транспортом, энергоснабжением и линиями связи могут стать катализатором развития всей российской экономики. Ведь основная часть (тем более в нынешних условиях санкций) деталей и техники должны быть произведены отечественными предприятиями.
Но пока ученые доведут все до ума, нам надо уберечь «Русскую Арктику» от посягательства других государств.
Трудно вкратце описать весь масштаб военного строительства, которое развернулось в «Русской Арктике» в последние годы. Во-первых, именно военными вывозятся тонны (в том числе и опасного) мусора. Во-вторых, восстанавливаются советские военные объекты имеющие ценность и сегодня, такие, например, как аэропорт «Темп» на острове Котельный. В -третьих, строятся новые современные базы для круглогодичного пребывания, как например, «Арктический трилистник». В- четвертых, разрабатываются новые образцы вооружения, и формируются специализированные воинские соединении для службы в северных регионах….
Таяние льдов, истощение полезных ископаемых на традиционных месторождениях, развитие Северного морского пути, все это в ближайшее время колоссально увеличит значение Арктики, не только для России и ее союзников, но и для всего мира. Новое освоение арктических широт становится опять актуальным, и тот, кто первый справится с этой нелегкой задачей, обеспечит себе стабильное существование на долгие десятилетия. И здесь главное - не опоздать. Тем более что у России, для решения этой «арктической задачи» имеется сейчас все необходимое.
Да, Арктика в переводе с греческого - Медведь и земли эти они называли медвежьими…