https://goo.gl/Lp7UgQ На этой неделе в Краснодаре на улице Красной была закрыта и отгорожена забором «зебра» со светофором, ведущая от троллейбусной остановки «улица Гаврилова» (по стороне вокзала Краснодар-2) на Александровский бульвар, где находятся такие достопримечательности, как кинотеатр «Аврора» и каскад поющих фонтанов.
Данное нововведение вызвало непонимание и протест у множества горожан, ведь к этому огромному участку бульвара (реконструкция которого, кстати, обошлась в 600 миллионов рублей) теперь осталось всего 2 (!) наземных пешеходных перехода (оба на юго-западном углу), тогда как всего несколько лет назад таких переходов было 7 (!). Чтобы попасть на бульвар с троллейбусной остановки «улица Гаврилова», нужно последовательно пройти через три «зебры» вместо одной, как раньше, затратив несколько лишних минут. Это неудобство уже успели ощутить на себе не только пассажиры троллейбусов и автобусов, но и пассажиры находящегося неподалёку автовокзала и железнодорожной станции Краснодар-2, многие из которых - с багажом в руках. Безусловно, пострадали и местные жители, десятки лет использовавшие этот переход для доступа к рекреационным, социальным, медицинским и торговым объектам.
Решение о закрытии «зебры» на Красной/Гаврилова продолжает удручающую тенденцию закрытия пешеходных переходов в Краснодаре и отгораживания их заборами. За последние годы с подачи Владимира Архипова, заместителя директора городского Департамента транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды, были закрыты десятки таких «зебр» по всему городу, в том числе в важных и привычных для пешеходов местах. Пешеходные переходы закрываются под предлогом «безопасности», но истинной целью этого вредительства является улучшение условий передвижения по городу на личном автомобиле в ущерб пешеходам и пользователям общественного транспорта, которых Владимир Архипов не считает полноценными участниками дорожного движения. Сам он, конечно же, ездит только на машине и пешком не ходит.
Однако Архипов не собирается на этом останавливаться в своих попытках превратить центральную прогулочную улицу Краснодара в автомобильное шоссе, где пешеходы - лишь досадное недоразумение. В его ближайших планах - закрыть удобные пешеходные переходы на пересечениях с улицами Хакурате и Северной, которыми пользуются тысячи людей в день, опять же ради более быстрого проезда машин. Ранее в исторической части Красной были существенно сокращены светофорные фазы для пешеходов (например, на переход трёх полос через улицу Ленина теперь отводится всего лишь около 7 секунд). Как видим, инвалиды, старики, беременные, женщины с колясками и просто гуляющие пешеходы не вписываются в концепцию Архипова «Краснодар для автомобилей».
Стоит отметить, что проблема сокращения числа наземных пешеходных переходов, ведущих на Александровский бульвар, в 2014-2015 годах поднималась Общественным советом по развитию городской среды при главе города. Тогда Владимир Евланов дал поручение создать рабочую группу и изучить, какие из закрытых ранее «зебр» можно было бы вернуть. Однако это поручение мэра Архипов саботировал, и просьбы общественности были проигнорированы. Вместо этого он решил окончательно «добить» эту часть пешеходного бульвара, убрав ещё одну ведущую к нему «зебру», самую популярную из оставшихся, которая примыкает к остановке троллейбусов и автобусов 2Е, а также к вокзалу Краснодар-2. И останавливаться на этом в Департаменте транспорта, похоже, не собираются. Не удивлюсь, если в перспективе они планируют ограничить доступ к бульвару только подземным переходом на пересечении с улицей Офицерской.
Вместо того чтобы грамотно регулировать фазы светофоров, стимулировать горожан пересаживаться с автомобилей, развивать общественный транспорт, отдавать приоритет пешеходам и улучшать городскую среду другими способами, дорожные власти Краснодара целенаправленно проводят политику ущемления пешеходов в пользу автомобилей. Им невдомёк, что в соответствии с многолетней мировой практикой ухудшение условий для пешеходного движения приводит к росту использования автомобилей в городе и, как следствие, к усугублению дорожных «пробок» и загрязнению окружающей среды. Закрывать «зебры» ради ускорения автомобилей - всё равно что тушить костёр бензином.
Решение о закрытии «зебры» противоречит не только здравому смыслу, но и действующим нормам, а именно своду правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», где прямо сказано:
«11.11 На магистральных улицах и дорогах регулируемого движения в пределах застроенной территории следует предусматривать пешеходные переходы в одном уровне с интервалом 200-300 метров».
Однако теперь, после закрытия «зебры», по чётной стороне улицы Красной (магистральной улицы регулируемого движения) не осталось ни одного пешеходного перехода в одном уровне на участке от ул. Гаврилова до ул. Офицерской протяжённостью 580 метров. По нормам, «зебры» в этом квартале, наоборот, нужно было добавлять, а не убирать.
Процитированная выше градостроительная норма является обязательной для применения в силу статьи 5.1 Федерального закона «О техническом регулировании» (184-ФЗ от 27.12.2002 г.), пунктов 1 и 4 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (384-ФЗ от 30.12.2009 г.), а также постановления Правительства РФ № 1521 от 26.12.2014 г. «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона „Технический регламент о безопасности зданий и сооружений“» (пункт 30 перечня).
К сожалению, в Краснодаре все решения об изменении параметров дорожного движения принимаются без какого-либо математического обоснования, как это принято в транспортно развитых городах и странах. Несколько лет назад был приобретён дорогостоящий программный комплекс Aimsun для компьютерного моделирования дорожной обстановки, но администрация так и не выделила средств на обучение сотрудников, из-за чего это программное обеспечение вместо того, чтобы работать на благо и за налоги горожан, простаивает без дела.
Вместе с тем, невооружённым глазом видно, что при нынешней схеме перекрёстка совокупные потери времени для пешеходов, вынужденных идти в обход, оказываются гораздо более существенными, чем сомнительная выгода для автомобилистов, получивших возможность в чуть большем количестве повернуть с Гаврилова на Красную только для того, чтобы упереться в «пробку» за перекрёстком. Кроме того, никто не подумал о том, что после освобождения одной «зебры» от пешеходов увеличится нагрузка на другие. Пешеходы не будут успевать переходить дорогу за выделенное время по оставшимся «зебрам» на перекрёстке, что приведёт к росту автомобильных заторов в других его частях. Одно лечим, другое калечим. Но в Департаменте транспорта, видимо, думают иначе: «Уберём куда-нибудь пешеходов - и город поедет!»
Они смертельно заблуждаются, оказывая себе и другим автомобилистам медвежью услугу. Пешеходы никуда не денутся. Ухудшая им условия в пользу автомобилей, власть даёт чёткий сигнал: передвижение пешком или на общественном транспорте в Краснодаре не поощряется, а, наоборот, наказывается. Поэтому покупайте, дорогие горожане, автомобили и пользуйтесь ими как можно чаще. Естественно, «пробки» от этого только увеличиваются, и, в конечном счёте, хуже становится всем - и водителям, и пешеходам. И этот процесс уже давно запущен Департаментом транспорта, закрыты десятки пешеходных переходов. Но пешеход, переходящий улицу по «зебре», занимает гораздо меньше места на дороге, чем водитель или пассажир автомобиля, не говоря уже об экологических, экономических и других отрицательных последствиях чрезмерного автомобилепользования в городе.
Пешеходы - самые незащищённые и многочисленные участники дорожного движения, поэтому их интересы должны учитываться в первую очередь. В конце концов, каждый из нас - пешеход. Те, кто передвигаются пешком или на общественном транспорте, не создают «пробок», не требуют для себя парковочных мест и не загрязняют воздух выхлопными газами, так почему они оказываются в ущемлённом положении? Конституция России гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, но подобные решения Департамента транспорта, организации дорожного движения и (по иронии судьбы) охраны окружающей среды эту среду постоянно ухудшают.
Что касается безопасности, то лишение пешеходов привычных и наиболее прямых путей передвижения провоцирует их нарушать правила и переходить проезжую часть в неположенных местах, где автомобилисты не ожидают их увидеть, что приводит к росту аварийности и противоречит целям, заявленным при закрытии «зебры» на Красной/Гаврилова. Если даже пешеходные переходы со светофором, по мнению Архипова, небезопасны, то безопасно ходить пешком, видимо, можно только у себя по квартире или на даче.
Решением на этом перекрёстке могло бы стать разведение пешеходов и поворачивающих с Гаврилова автомобилей по разным светофорным фазам. Это также повысит безопасность. Да, это несколько задержит движение автомобилей по Красной, но автомобилисты могут и потерпеть. В конце концов, их положение изначально лучше пешеходов: они сидят под кондиционером или обогревом в транспортном средстве, которое развивает на порядок более высокую скорость, в то время как пешеходы передвигаются на своих двоих, зачастую по жаре, в холод, дождь или ветер. Про инвалидов, мам с колясками, стариков и говорить нечего - для них отсутствие удобного перехода является настоящим испытанием. Тем более что в час «пик» Красная и так «стоит», и машины, поворачивающие с Гаврилова, не ощутили никакой выгоды от отсутствия перехода - повернув, они упираются в существующую пробку по Красной. Видео, записанное в час «пик» уже после закрытия «зебры», наглядно это демонстрирует. Обратите внимание, что автомобили, повернувшие на Красную с Гаврилова, в нарушение ПДД блокируют перекрёсток, и если раньше наличие пешеходного перехода их от этого сдерживало, то сейчас не сдерживает уже ничего. Таким образом, закрытие «зебры» не только провоцирует пешеходов перебегать проезжую часть в неположенном месте, но и провоцирует водителей занимать перекрёсток на красный свет. Очевидно, что нужно как можно быстрее вернуть всё, как было.
Во многих городах мира проблему дорожных заторов решили улучшением работы общественного транспорта и созданием благоприятных условий для пешеходов и велосипедистов. Так, на главной улице Парижа Елисейских Полях (проспект шириной 8 полос), несмотря на наличие подземных переходов, через каждые 100 метров оборудованы «зебры» со светофорами. Испанская Барселона тоже является примером города, дружелюбного для пешеходов и не страдающего от «пробок», - городом для людей, а не для машин. Как ни странно, Владимир Архипов очень любит ездить в Барселону и восторгаться тамошней транспортной системой, но возвращаясь обратно в Краснодар, он почему-то делает всё ровно наоборот.
На основании изложенного выше, мы, нижеподписавшиеся, обращаемся со следующими требованиями к главе муниципального образования г. Краснодар Евланову В.Л. и губернатору Краснодарского края Кондратьеву В.И.:
В кратчайшие сроки верните «зебру» со светофором на перекрёстке улиц Красной и Гаврилова.
Проведите разъяснительную работу с заместителем директора Департамента транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды муниципального образования г. Краснодар Архиповым В.О. о недопустимости дальнейшего закрытия пешеходных переходов в Краснодаре. Больше ни одна «зебра» не должна быть закрыта.
Поручите Архипову В.О. составить и реализовать поэтапный план возвращения большинства ранее отменённых им пешеходных переходов и оборудования их светофорами.
________________________________
Возвращение «зебры» на перекрёстке Красной и Гаврилова - это переломный момент в борьбе за Краснодар, удобный для пешеходов (а, стало быть, удобный для всех). Если не остановить процесс закрытия пешеходных переходов прямо сейчас, то уже в скором времени могут быть отгорожены заборами многие другие «зебры» - рядом с вашим домом, работой, любимым местом отдыха или местом учёбы вашего ребёнка. «Геноцид» пешеходных переходов в Краснодаре должен быть прекращён раз и навсегда. Пожалуйста, подпишите эту петицию!
https://goo.gl/Lp7UgQ