Британский музей иногда называют "музеем ворованных артефактов". И доля истины в этом утверждении есть, англичане действительно безмерно утащили к себе из своих колоний по всему миру. Другое дело, что сегодня возникают призывы покаяться, извиниться и "вернуть награбленное". Однако с этим не все так просто. Оставим в стороне нестабильную политическую обстановку, скажем, в Ираке (откуда англичане утащили кучу шумерских и аккадских находок). Так кому англичане должны вернуть золотые украшение из города Ур? Ираку, на территории которого жили шумеры? Но ведь из тех же глиняных табличек известно, что период процветания шумерского царства случился не только благодаря плодородных землям и продвинутому государственному устройству, но и обеспечивался успешными набегами на соседей, с захватом трофеев, естественно. Так что Ирак, получив диадему царицы Пуаби, скорее всего должен будет ее перед дальше - Ирану. Или Турции. И так практически во всех эпохах.
Так что надо зафиксировать существующее состояние, и извиняться, конечно, не стоит. Как и отдавать безвозмездно. Что не исключает передачу похожих артефактов, которых в запасниках музея наверняка немало.
Кроме того, есть еще один важный момент. Немалую часть экспонатов музея составляют находки британских археологов, причем нередко раскопы велись по правилам, с сохранением контекста, зарисовок/фотографий и т.д. В противном случае, все эти экспонаты до сих пор лежали бы зарытые, или подверглись варварскому извлечению "черными" археологами.
Начну со слегка курьезного, однако вполне реального артефакта. Был такой
Ашшурбанипал, который работал царем Ассирийской империи. Кроме всего прочего, он был единственным ассирийским властителем, который умел писать и читать (на шумерском и аккадском) , и вообще хорошо понимал важность образования. В частности, у него была большая библиотека табличек (в те века явление не уникальное, однако редкое), в частности записанный "Эпос о Гильгамеше". Также в библиотеке были работы по астрологии, медицине и математике. Образованием не пренебрегали и его близкие. 672 год до н.э., письмо (средняя табличка) от сестры Ашшурбанапала к его жене с вопросом, который прозвучит еще много раз в последующие тысячелетия - "Почему ты не пишешь на твоей табличке и не делаешь домашние задания?". Я восхитился увиденным и сразу послал в семейную рассылку детям ;)
Если пофантазировать об активном присутствии инопланетян на планете Земля, то цивилизации Междуречья безусловно являются примером внешнего воздействия. Изобретение ирригационной системы, с/х орудий, письменность, 60-ричная система счисления, выразительное изобразительное искусство, весьма развитая система государственного учета и контроля - многое из этого появится в других земных регионах лишь тысячелетия спустя. Вот только непонятно, какая роль пришельцев - прогрессоры или регрессоры? Возможно и то, и другое в разное время. С другой стороны, история показывает, что развитые империи распадаются вполне успешно из-за внутренних причин - лень, сибаритство, утрата пассионарности. Например, Римская империя, или современный Запад.
Эволюция письменности. Вначале рисовали объекты или животных. Однако, художественные способности писцов отличались, да и скорость написания оказалась важнее наглядности - и рисунки заменились на схематические изображения. В какой-то момент произошел разворот на 90 градусов начертания пиктограм, из-за удобства и скорости написания. Также произошла стандартизация написания, которая продержалась около 2 тысячелетий.
Здесь расписаны рационы кормежки рабочих на 5 дней (50 веков назад). Обозначения дней - самые левые символы.Хорошо видны обозначения 'еда' и 'кушать', однако, меня интересует, где пиктограмма ячменного пыва??
Жалоба в Амазон на плохое качество полученной меди (около 1750 до н.э.). Страшно подумать каких высот достигла бы аккадская цивилизация, имея в своем распоряжении компьютер, или хотя бы печатную машинку..
А вот про глиняные конверты я раньше даже не слышал. Оригинальные таблички "оборачивали" в тонкие глиняные дощечки, на которых писали тему письма, иногда адресата, а иногда, как в этом случае, просто дублировали содержание письма (рецепты из ячменя). Эти "конверты" использовали для пущей сохранности табличек, или же для сокрытия информации. В последнем случае использовали печати, удостоверяющие целостность письма и идентифицировали отправителя.
А это прабабушка современных нард, т.н. "Царская игра Ур". Свое название она получила после раскопок захоронения царской семьи (середина третьего тысячелетия) в 20-х годах прошлого века Леонардом Вулли. Впрочем, позже эта игра была неоднократно найдена на большом географическом пространстве, и стало ясно, что она была весьма популярна, а доска использовалась также для гаданий. Цель игры - ввести 7 фишек (с левой стороны доски) и вывести справа. Правила игры тех времен нам доподлинно неизвестны, т.к. до нашего времени дошла лишь часть глиняной таблички, на которой записаны правила вавилонским астрономом в 177 до н.э.
Что интересно, эта игра (пусть и с измененными правилами) дожила до наших дней, в том числе благодаря индусским евреям из района Кочин, которые играли в нее вплоть до репатриации в Израиль в 50-х годах.
А игральные "кубики" у них были не привычные нам шестигранники, а треугольные призмы с 4-мя гранями
В тех же царских гробницах были найдены и музыкальные инструменты, например эта арфа, которую сегодня можно увидеть в отреставрированном виде. Еще до полного извлечения из земли, Леонард Вулли заполнил полости в деревянной раме строительным раствором. Впрочем, серебряные пластины в основании и голова быка сохранились почти без изъянов. Струны и колки- это реконструкция, обычно струны делали из бычьих жил. Сохранились не только инструменты, но до нас дошли и записи о ритуалах, в которых играли, а также инструкции по настройки, тексты песен и "ноты". Таким образом мы знаем, что шумеры использовали хорошо нам известные диатонические 7-звучные октавы
Запечатлен момент, когда Леонард Вулли держит найденную арфу. Хорошо видны свежие следы реставрации.
Окончание следует..