Выставка работ Фриды Кало в центре мексиканской культуры

Nov 24, 2022 17:46

Мое броуновское движение по Мадриду периодически выводило меня на интересные объекты. В этот раз я заметил крупные афиши выставки Фриды Кало на стенах мексиканского культурного центра. Обещали показать наиболее полную коллекцию ее работ.

Портрет умершего трехлетнего Димаса Росас, 1937 год
Обычай сохранять посмертные изображения умерших детей появился в Европе и распространился в колонии за океаном, в том числе и в Мексике. По верованиям, невинные души умерших детей немедленно попадают в Рай, минуя Чистилище. Поэтому смерть ребенка особо верующими воспринималось как благословение, а не повод для траура. Во время написания картины (30-е годы), детская смертность в Мексике была очень высокая, каждый третий ребенок не доживал до 5 лет.
Димас был сыном слуг в доме Кало и Ривьера,  и к нему супруги, не имевшие своих детей, были привязаны. Собственно, Диего был крестным маленького Димаса.
Ребенок лежит на циновке из пальмовых листьев, которую использовали не только для спального места, но и для обертывания умерших. Чтобы Димаса запомнили живым, Кало изобразила его с полуоткрытыми глазами  и улыбкой. Хотя, как мне показалось, не слишком убедительно.. Димас окружен цветами sempasuchil - основным цветком мексиканского Дня Мертвых.




Портрет Лютера Бурбанка, 1931 год
Это портрет американского ученого - ботаника и садовода, чьи работы оказали сильное впечатление на Фриду Кало и ее мужа, Диего Ривьера.
Бурбанк изображен в виде "Оси Мира", объединяющим небо, землю и подземный мир.Его ноги-корни питаются от собственного разлагающегося тела (Лютер Бурбанк умер за 5 лет до написания картины)  - смерть порождает жизнь. Большие листья филодендрона символизируют возродившиеся легкие, умершего от туберкулеза Бурбанка. Это одна из первых метафоричных работ Кало - влияние ее общения с художниками-сюрреалистами в Сан Франциско. С другой стороны, в мексиканском фольклоре умершие перерождаются в растения и животные.


В описании этой картины сказано, что Фрида не получала материнское молоко, потому что спустя 11 месяцев после ее рождения родилась ее сестра Кристина (по моему, причина и следствие здесь перепутаны..) Фриду выкармливала ее няня. На картине на ней надета маска из Теотиуакана, которая находилась в коллекции Диего Ривьера.
Андре Бретон так был впечатлен этой картиной, что пригласил Фриду в Париж на выставку в 1938 году, где показали 18 ее картин,  а также 50 объектов из доколумбовой эпохи, включая маску, которая изображена на картине. Позже Ривьера подарил Бретону эту маску.


Брак с Ривьера не был спокойным. Ее родители изначально были против и высказывались в стиле "Это брак голубки со слоном". Их отношения были наполнены любовью, ревностью, адюльтерами и закончились разводом спустя 10 лет. Как она сама говорила по поводу своего первого замужества - "каждая сама выбирает размер луковицы с которой она будет плакать"
На выставке также показывали кинохронику 1938 ее встреч со Львом и Натальей Троцкими, и Андре Бретоном. Жаль, что без звука..


Без названия (сердце, кактус и зародыш), дата неизвестна
Предполагается, что эта картина была написана после нескольких неудачных беременностей Фриды Кало. Кровоточащее сердце поливает землю, из которой растет кактус. Пуповина ребенка обмотана вокруг кактуса, который, как бы является антонимом плодородия, да и пустынный антураж не дает много надежды на возникновения новой жизни. Черная туча в небе показывает неопределенное будущее этого младенца, предполагая, что он никогда не увидит жизни.


Фантазия, 1944 год
Ко времени создания этого рисунка Фрида Кало уже поучаствовала в международной выставке художников-сюрреалистов, и "Фантазия", пожалуй, самая сюрреалистичная из ее работ.
В рисунке Кало совместила плодородие природы и женщины. Груди, как будто произрастающие из земли, поливают землю молоком, которое, однако, сливается со слезами. И то и другое, способствует плодородию почвы. Вены на ноге в верхней части картины, изображены в виде прожилок на листе дерева. Мясистый рот сливается с земляной дырой, из которой выплескиваются капли (чего?) наполняющие реку в пустыне.


Без надежды, 1945 год
Жизнь художницу не баловала. В детстве она переболела полиомиелитом, и в результате правая нога стала короче. В возрасте 18 лет она попала в тяжелую аварию. Полученные травмы не отпускали ее до конца ее жизни. Травмы тазовых костей не позволили ей иметь детей. Поэтому ее взгляд на женскую красоту сильно отличались от общепринятых, и в своих картинах она выплескивала свою обиду, разочарование от хрупкости телесной оболочки.
Начиная с 1940 здоровье Фриды Кало стало ухудшаться после операций на позвоночнике, болей в ноге и воспаления. Художница потеряла много веса, и врачи настоятельно рекомендовали ей усиленное питание.
На картине изображена огромная воронка, наполненная мясными продуктами, как Рог Изобилия. Кучу еды венчает сахарный череп с надписью "Frida". Воронка вставлена в рот художнице, которая лежит укрытая простыней, украшенной бактериями. Фрида смотрит на зрителей, и из ее глаз текут слезы. Пейзаж на заднем фоне также не блещет радостью.
На обратной стороне картины написано: "У меня уже не осталось малейшей надежды.. Все движется в соответствии с содержимым желудка.."

искусство, Мексика, Испания-2022, Мадрид

Previous post Next post
Up