Пещера Йогев в Вади Далия, 18.2.11

Feb 21, 2011 20:55

Поход по вади Далия до открытой 10 лет назад пещеры Йогев оказался популярным, человек 70 пошли. Вел нас Исраэель Розенфельд. Пещера эта далеко не единственная, есть и более известные. mangupli 3.5 года назад водил туда, yozhik_ написал обстоятельный, как всегда, отчет о том что происходило в этом районе более двух тысячелетий назад.

До пещеры мы шли по вади, и действительно, кое где требовались навыки скалолазания.
Дошли до пещеры. Чтобы оказаться в пещере надо проползти метров 5 по шкуродеру. Стыдно признаться, но я не смог проползти... плечи не прошли. Пришлось, извиваясь как червяк, выползать назад. Я пошел вторым, и это было моей ошибкой, надо было лезть в конце, тогда предыдущие участники расширили бы проход, наверное.
Впрочем, судя по опросу побывавших внутри, кроме летучих мышей там ничего интересного нет. Скорее всего, эта пещера была неизвестна древним обитателям восточной Самарии из-за узкого и скрытого прохода (если он тогда вообще существовал).
Внутрь залезла примерно половина участников - некоторые не хотели пачкаться, а других (нехуденьких) отпугнула моя неудачная попытка ;) . Пещера была так названа по имени экскурсовода, обнаружевшего ее.
Вот так зачастую происходил выполз:

Глядя на эту футболку мне вспомнилась сцена из "Форрест Гампа"

Возле пещеры растут роскошные заросли крапивы.. очень колючей крапивы...

Чтобы не повторяться, решили возвращаться по вади Рафа. Но до него надо было дойти. Вначале мы поднимались по южному склону вади к высоте 325. А на другой стороне ущелья, в одной из пещер живет бедуинская семья, в метрах 70 над дном вади...

Появились цветочки. Этот, как мне сказали, называется צבעוני ההרים Sun's eye Tulip,

а также разнообразные граффити, скучающих пастухов.

Наверху мы сели перекусить и Израэль рассказал о событиях, происходивших в иорданской долине, лежащей к востоку от нас во втором тысячелетии до н.э.
Примерно в этом месте произошел переход сынов Израиля через Иордан.
"...лишь только несущие ковчег вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана - Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы, -
вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла." (Иисус Навин 3, 15-16)
Интересно, что такое чудесное явление природы имело место не так уж давно. Исраель рассказал, что во время сильного землетрясение 1927 года восточная часть хребта Сартаба (Цартан!) обвалилась и запрудила Иордан. На 20 часов!

В принципе, ориентироваться по сторонам света в этом районе несложно, однако если заблудились, то вот еще один из признаков - северная сторона холма намного зеленее...

Несколько километров южнее Цахаль построил модель классических сирийских укреплений, т.н. "сирийская пита", где проводились учения для войны с потенциальным противником.

Спуск по верхней части вади Рафа мне дался тяжело. Что делать, боязнь высоты не лечится, но все таки цепляясь четырьмя лапами я смог пройти все тяжелые участки (а некоторые участники их почти пробежали не сбавляя темпа... я им сильно завидовал ;) Именно здесь, а не на крутом подъеме с меня ручьем полился пот (в буквальном смысле). Фоток не будет, я камеру спрятал в рюкзак, дабы не побить об скалы.

Последний километр мы шли вдоль забора мошава Нетив хаГдуд. Он был так назван в честь Еврейского легиона британской армии, созданного по инициативе Зеева Жаботинского и Иосифа Трумпельдора. В частности, еврейские батальоны участвовали в боях в районе деревни Уджа (восточный конец линии "Двух Уджот").

Поход был заявлен на 12 км. За 3 км до конца  ГПС показал 19 и сдох... Перепад высот - почти 600 метров. Здесь более детальная запись маршрута (почти до конца).
Честно говоря не помню, когда у меня последний раз ноги болели еще 4 дня после похода (несмотря на все растяжки, которые я делал в конце). Тем не менее я доволен, было тяжело идти, но зато интересно ;)