Монастырь и пещера Харитона, 10.7.09

Jul 12, 2009 01:15



В пятницу поехали на экскурсию в монастырь Харитона и одноименную пещеру возле Ткоа. В начале 4-го века молодой каппадокианин Харитон отправляется в Святую Землю. Однако по дороге его берут в плен бандиты, отводят в свою пещеру в вади Пратт и пируют. Однако, незадолго до этого ядовитая змею отравила ядом все их вино и бандюки уходят в мир иной. Кроме Харитона, который решает поселиться там и благодарить Господа за чудесное спасение. Так возникает первая, самая известная Лавра Харитона - Фарранская (а там я еще не был...). Мы же были в третьем и последнем его монастыре, т.н. Суккийской Лавре. Вот так пишет Сергей Баландин:
"... Харитон, основав первую лавру, вновь стал искать для себя уединения и поселился в одной из пещер горы Искушения, что над Иерихоном, где также вскоре (в 340 году) образовалась лавра Дука. Затем, в 345 году Харитон покидает и эту лавру и находит себе место на скалах ущелья близ Фекои (Текоа), где по сей день это ущелье арабы называют его именем Вади Харитун. Там он основывает третью Суккийскую лавру, или просто Сукка (Сукка по-сирийски означает шалаш), где и пробыл до глубокой старости. Рассказывают, что на горе, где поселился святой, не было воды. Не желая, чтобы кто из братии трудился носить ему наверх воду, раб Христов обратился с молитвою к
Богу, - и из камня потек источник, из которого он и утолял свою жажду. Расцвет Суккийской лавры приходится на V-VI века. Дальнейшая ее судьба мало известна. Но если судить по свидетельству Даниила в его “Хождении”, то, во всяком случае, в 12-м столетии она еще существовала: “И есть на полудне лиць от Вифлеема манастырь святого Харитона, на той же реце Афамьстей, и есть близь моря Содомскаго, в горах каменых; и пустыни около его. Гроздно и безводно есть место то, и сухо; есть под ним дебрь камена и страшна зело; около был весь градом оделан, посреде же града того есть 2 церкви, в велицей есть церкви гроб святаго Харитона”. По другим сведениям, под конец жизни Харитон вернулся к родным пенатам в Эйн Фару, где в 350 году скончался...".
Правда, в другом источнике, эта Суккийская Лавра называется также "Ветхой Лаврой" - т.к. она была устроена самой первой, а не последней. Тем не менее, мне кажется, что они что-то перепутали - в "житие Харитона" на которое они ссылаются - четко написано, что Суккийская была последней Лаврой.
Место таки сухо и безводно, за исключением небольшого родника.



В этот раз собралась большая компания -  valad_bin_lakis, yozhik_ и aksik с их дочкой,  igor_israel с семьей и Арина. Кроме нас были еще 2 "хамулы" - одна англоязычная, вторые говорили на иврите. Экскурсия была организована Полевой школой Кфар Эциона. Собрались мы у самой школы, правда выяснилось, что экскурсовод нас ждет у ворот киббуца (у них каждый раз организационные накладки случаются - эта самая безобидная). Гид Адар (солдатка, ее служба проходит в полевой школе) села к нам в машину и мы поехали в Ткоа. Оставили машины у смотровой площадки, сооруженной в честь убитых арабами подростков Коби Менделя и Йосефа Ишрана во время их прогулки в вади Ткоа в 2001 году.
Сначала посмотрели остатки монастыря, среди которых выделяется полуразрушенная сторожевая башня, а потом пошли к пещере. Идя по довольно узким тропинкам на крутом склоне высушенного вади я понял смысл некоторых монашеских обетов. Обет безбрачия - какая дура попрется создавать семью в таких жутких условиях? А вот если обет,  то не так уж и обидно. А также запрет на употребление вина. После распития бутыли молодого винца, количество монахов, после прогулки по узеньким карнизам, быстро пошло бы на убыль... Насколько известно, монахи на "ступеньках" ущелья выращивали пшеницу. Сегодня в это с трудом верится, впрочем, 17 веков назад климат в этих краях был помягче.



Район, в котором мы гуляли, находится на границе Иудейских гор  и собственно Иудейской пустыни. Поэтому там встречается  разнообразная флора и фауна. Правда, чтобы оценить первую - надо ходить там зимой, да и животных под дневным палящим солнцем высмотреть трудновато. Более подробно про животный и растительный мир можно прочитать на сайте школы (ивр.).
После того, как в 614 году персы разрушили монастырь, место стало снова безлюдным (м.б. за исключением бедуинских племен). В следующий раз эти пещеры использовались как убежище жителями Ткоа в 1139 году. После того, как значительная часть сил крестоносцев передислоцировалась в Гил'ад из Ткоа, на последний напали бедуинские племена и жителям пришлось прятаться в пещерах. Позже, срочно высланный отряд из Иерусалима отбил город у бедуинов.
Это вторая по длине (после Мальхам) пещера в Израиле - 3450 метров. Ее исследования начались в 1853 году Титусом Тоблером. Он описал найденные там надписи на арабском, иврите и греческом, остатки гробниц, водопровод и водосборник в нижней части пещеры. Через 20 лет Кондор и Дрейк из PEF составили вполне точную и подробную карту, однако только небольшой части пещер. В 1965 году немецкая экспедиция составила новую карту, в этот раз более полную, однако содержащую немало ошибочных направлений. Недовольные точностью немецкой карты, группа добровольцев от общества охраны природы в 1969 начала составление плана пещер. Через 2 года карта  (утащено с сайта школы)  была готова, ей пользуются и по сей день. 
После короткого прохода мы оставили рюкзаки в большом зале, напились воды и налегке поползли в чрево земли. Вначале реально пришлось ползти. Там не настолько узко как в Тель Годед, но и пол не такой гладкий, а с камушками. Потом можно было идти в полный рост. Пещера не освещена, но проложен канат, так что в ее начальной части заблудиться трудно. Дети с фонариками в руках быстро освоились, Максимку приходилось даже придерживать, чтобы он не слишком носился по неровному полу.



Насколько я понял, пещеры эти естественного происхождения, хотя и расширены человеком (когда?) - на стенах явственно видны зарубки молотков. После пары сотен метров наша группа, шедшая последней, остановилась, т.к. впереди идущие тоже перестали двигаться, но вместо этого дружно уселись на пол. Посмотрев на них, я сразу представил что впереди нас ожидает головокружительная горка, наподобие водных.

Однако, получилось даже немного интереснее, на мой взгляд. Впереди нас ожидал спуск по довольно отвесной стене метра на 4 при помощи двух канатов. В принципе, ничего сложного, однако половину нашей группы составляли дети, часть из них четырехлетки и даже младше, так что получилось весьма интересно ;). Вообще, должен сказать, что  походы с детьми добавляют увлекательную составляющую, идя без них, нам все эти спуски-подъемы даже и не запомнились бы.



Еще несколько десятков метров, и мы оказались в конечном зале нашего маршрута. Я, конечно, не ожидал, что наша гид, попросит погасить фонари, сыграет на флейте и расскажет пару интересных историй (как замечательно делает mangupli). Тем не менее, совсем ничего не рассказать - это явный прокол. Т.е. она рассказывала, и немало, но делала это в начале похода на летней жаре... Мы прошли только первые 450 метров, и если я правильно разобрался, то на схеме мы дошли до зала под номером 6.
Обратно мы пошли той же дорогой, увы, маршрут не кольцевой. Подъем по стене также был интересен, но немного по другому. В конце-концов мы всех детей вытащили наверх и пошли обратно.



Когда пролезли последний кусок (который "шкурник"), выяснилось, что нас с нетерпением ожидает следующая группа, желающая посетить залы. Может оно и хорошо, что место не столь легко досягаемо...







К роднику гид решила нас не вести - наверное, правильно - ибо часть детей уже порядком подустали и начали капризничать. На обратном пути, мы с igor_israel и Ариной собрались попить чайку где нибудь возле Бейт Шемеша, но: 1) Слегка заблудились (mea culpa...) 2) Наши дети практически сразу уснули в машине (как обычно).  Так что мы решили их не будить и поехали сразу домой.



Поход был хороший. Я думаю, что стоит повторить его зимой, подготовившись поосновательней. Стоит посмотреть внимательней как остатки монастыря, так и выяснить, можно ли идти в пещере дальше, не имея спелеоподготовки и оборудования. Да и к источнику и водосборнику можно сходить.

Все фотки здесь.

Иудея, поездки, пещеры, Иудейские горы, христианство

Previous post Next post
Up