Jerusalem Day 22.05.09 - I

May 31, 2009 20:51


В этот раз пеший поход проходил в пределах Иерусалимской городской черты. Собрались у бывшей резиденции британского наместника (Армон хаНацив).
Маршрут проходил через район Абу Тор, Геенную долину, город Давида, Силуан, мимо Гефсиманского сада, заповедник Цурим и заканчивался возле универа. Пожалуй, по плотности исторических объектов и событий там произошедших, это одно из самых насыщенных мест в Израиле, а может и в мире. И если возле каждого места останавливаться, осматривать и слушать его полную историю, то времени это займет неделю. Однако в нашем распоряжении было немногим более 6 часов, так что, учитывая празднование 42-летия объединения Иерусалима, основной упор делался на Шестидневную войну и период после 48-го года.
О резиденции наместника подробно можно почитать у yozhik_ (к сожалению, ооновцы внутрь пускают только дипломатов да водопроводчиков). После заключения мирного договора с Иорданией в 49-м, окрестности резиденции стали ничейной, демилитаризованной зоной. У ООН губа не дура, она заняла этот роскошный дворец. Вторжение иорданских войск в бывший дворец наместника стало одной из причин Шестидневной войны.
По променаду мы немного спустились вниз (воздух там необыкновенный, везде уже почти все выцвело и высохло, а там цветет и благоухает...). В одном из сквериков мы остановились на привал (всего через минут 40 после начала..). Группа, к которой я присоединился называется "метивей лехет", во время перекуса кто-то пошутил, что теперь ее следует называть "метивей лесет" * :)

Абу Тор
После променада мы пошли по району Абу Тор. До сих пор я думал, что это чисто арабский район восточной части Иерусалима. Оказалось не совсем так. Когда чертили демилитиризованную зону и границу, часть ее проходила посредине этого района. Посреди улицы, на нейтральной полосе росли цветы была растянута колючая проволока и разрешалось строить наблюдательные вышки в некотором удалении. Периодически эта зона простреливалась иорданскими снайперами - сохранилась фотография на которой виден плакат с надписью - "Осторожно! Снайперы! Не ходить посредине улицы!". Увы, нельзя сказать что это осталось в далеком прошлом - несколько лет назад подобные плакаты можно было вешать в Гило (а может они и висели).
Однако, вдоль разделительной полосы случались и курьезы . Как то раз одна монашка из монастыря Нотрдам выглянула в окошко и у нее упала вставная челюсть и закатилась под колючую проволоку как раз посредине. Лезть и доставать протезы дураков не нашлось, поэтому были вызваны израильские, иорданские и ооновские представители для разрешения вопроса. В конце концов, упавшая челюсть была возвращена ее законной владелице и этот волнующий момент засняли. Есть и другая байка, о том как граница прошла посредине земельного угодия местного феллаха. Дом его находился на иорданской стороне, но в какой то момент крестьянин решил соорудить сортир в дальней части своего участка - но уже на израильской. Иорданцы, неожиданно узрев подозрительное строение в "зоне отчуждения", решили, что строится наблюдательный пост израильтян в запрещенном месте. Так что арабы всполошились и подали протест в ООН. Несколько дней длились разборки, до вооруженного конфликта дело не дошло, но уборную все таки снесли, на всякий случай... В инете подтверждения этому курьезу я не нашел, однако подобны сценарий не выглядит фантастичным и сегодня...




Сегодня, с западной стороны этой неширокой улицы стоят дома евреев, с восточной - в основном арабов. И те и другие выглядят совсем не бедно, но разница видна невооруженным глазом. По арабской части Абу Тора, Ареле, наш "вожатый", вести группу не захотел - сказал, что население там недружественное, мягко говоря. Так как во время предыдущего похода в Гурканию он свободно заходил к бедуинам, то и в этом случае он знал о чем говорит.
Зато мы свернули на параллельную улочку и посмотрели дом семьи Гаон, где жил (живет?) популярный певец и актер Йорам Гаон.



Прошло 42 года, но ООНовская машина по прежнему стоят на на бывшей пограничной полосе. Надо бы сообщить, что пришло время им убраться подальше...



Захоронения возле Шотландской церкви
Оттуда мы пошли в Центр наследия М. Бегина. Однако нас интересовал не сам Бегин, а могилы обнаруженные между центром и шотландской церковью. Раскопки проводились под руководством Габи Баркаи, одним из ведущих израильских археологов. Самая важная находка - это серебрянный свиток "молитвы когенов" (Числа 6, 24:26), который является наиболее ранним записанным
библейским текстом. Кроме того были найдены монеты, украшения, сосуды с ароматическим маслом. Для чего клались последние? Есть тому 2 причины: теологическая и практическая. Во первых, дабы усладить первые шаги умершего в царстве мертвых. Другая причина кроется в способе захоронения в те времена. Усопшего клали в пещеру, после чего задвигали вход массивным камнем ("נסתם הגולל"), чтобы хищные звери не добрались до тела. По прошествии года, снова заходили в пещеру и оставшиеся кости клали в семейный оссуарий. Так вот, предполагают, что кувшины клались для ароматизации воздуха в пещере, чтобы было возможно исполнить последний долг перед умершим. Иметь семейную пещеру для погребения было доступно не каждой семье, кое где возможно, использовались естественные полости, однако выбить в скале пещеру самому многим было не под силу. Поэтому, во времена написания Мишны, рабан Гамлиэль издал предписание, обязывающее хоронить умерших в земле, обернутых в саван.
Позже, римляне использовали часть этих пещеры как каменоломни, а в других хоронили солдат 10 легиона, осаждавших Иерусалим. В период WWI, турецкая армия использовала пещеры как склады.
Во время раскопок, как и во многих других случаях, харедим всячески пытались мешать работе. Тогда Баркаи нашел оригинальное решение - у входа в лагерь поставил красивую, легко одетую девушку. Больше досов в лагере они не видели ...



Фуникулер к горе Циона

Напротив центра Бегина стоит бывшая глазная больница. Во время Войны за Независимость Цахаль занял ее. Кроме того, на горе Цион, по другую сторону оврага, был наблюдательный пункт. Проблема была в доставке боеприпасов и продовольствия туда, т.к. дорога простреливалась иорданцами со стен Старого Города. Тогда, Уриэль Хафец спроектировал фуникулер и под покровом ночи был натянут кабель между больницей и горой Цион, на который навесили вагончики. Ночью эти вагончики курсировали туда-обратно, а к утру кабель опускался на дно оврага. Это был один из самых секретных проектов того времени, и иорданцы так и не пронюхали об этом "патенте". Также, я смутно припоминаю, что несколько лет назад, один канатоходец натянул веревку в том же месте и прошел по ней без страховки, только с шестом в руке. Кто нибудь знает об этом случае?




Йеменские репатрианты
От центра Бегина мы пошли по "иерусалимской тропе", она обозначена золотым и синим. Сначала сделали остановку в Геенной долине, спустились в Силуан и поднялись в его западную часть. В этом районе Силуана есть анклав живущих там еврейских семей. Дома были выкуплены на пожертвования, собраные амутой "Эл'ад". Интересно, что в Силуане евреи начали жить еще в конце 19-го века. Это были йеменские репатрианты. Есть легенда, что 25 веков назад были посланы гонцы в еврейские общины разных стран с призывом вернуться в Израиль и построить Второй Храм. Только йеменская община ответила отказом. С тех на них лежит проклятье - даже когда они захотят репатриироваться - их будут преследовать беды и несчастья. И действительно, новейшая история подтверждает это - похищенные иеменские дети в 50-х, неудачная абсорбция в 20-х (Бен Шемен, Кинерет).  Во второй половине 19-го века йеменские мудрецы посчитали и решили что 1882 год - это год Освобождения (мессия должен прийти). Несколько сотен семей собрали свои манатки и двинулись в Эрец Исраэль. По пути многие отстали, некоторые умерли, в конце концов, добрались около 200 человек. Прибыв в Яффо, поцеловали песок и сразу поспешили в Иерусалим, воссоединиться с братьями-евреями. Однако последние, посмотрели на них, решили что они арабы и показали от ворот поворот. "Хотите жить в Иерусалиме - идите в Силуан - там вам будет привычнее". Тогда покровительство над ними взяли миссионеры из американской колонии. Когда евреи Старого Города узнали об этом, то у них взыграла гордость, сомнения в еврействе йеменцев отпали и для них было построено 13 домов (12 жилых и синагога) вблизи Мишкенот Шаананим. Дома эти были названы "домами судьбы", т.к. они разыгрывались в лотерею.
Также были куплены дома в Силуане, и в лучшие времена там жили до 100 семей йеменских евреев. В 1936 году, после арабских погромов, евреи бежали из Силуана.
Историю про йеменцев Ареле нам рассказал на кладбище времен Первого Храма, под Городом Давида. Есть вероятность, что сам Давид был здесь похоронен. Позже римляне снова превратили это место в каменоломню.


--------------
 * - игра слов, "Хорошие ходоки" - "Хорошие едоки"

Продолжение ..

поездки, Иерусалим

Previous post Next post
Up