Эммаус-Никополис, бани, могила Шейха

Dec 25, 2007 18:02



Сбор на экскурсию, организованную yozhik_, был об'явлен на заправке Латруна. Несмотря на то, что я много раз приезжал субботним утром на эту заправку перед велосипедными прогулками, такого сборища машин не припомню. Возможно сегодня это было самое оживленное место в Израиле.
Зохар - гид,  начал экскурсию в монастыре Эммаус (100 метров от первой трассы на север). История Эммауса, как и всего Иерусалимского предгорья прослеживается намного веков назад. Самые первые племена предпочитали этот район, как наиболее оптимальный для проживания - тут нет ядовитых болот как на прибрежной полосе, но и нет густых лесов с дикими зверями в вышележащих горах.
Примерно с 3-го века до н.э в этом месте формируется еврейское поселение Хаммот, получившее название из-за термальных источников в этом месте, которое постепенно становится одним из крупных центров этого района наряду с городами Гезер и Лод. Во 2 в. до н.э под влиянием селевкидов название города трансформировалось в Эммаус. В 165 г до н.э. Йехуда Маккавей разбил Горкия, военачальника регента селевкидского наместника, о чем речь пойдет ниже. В первом веке до н.э. Хаммоте также жили самаритяне, процветал рынок скота. Очевидно, что Хаммот был известен в то время, на известной карте Святой Земли из Медвы ему отведен приличный кусок. Нередко вспыхивали волнения против римской власти, в конце концов в 4г. до н. э. римляне разрушили город. Были найдены также надписи принадлежащие солдатам 5 легиона, которые стоял некоторое время лагерем в Эммаусе.



После подавления восстания Бар-Кохбы, император Гелиогабал отстроил город заново, дав ему название Никополис - "Город Победы".
Церкви, а затем и монастырь были построен здесь не случайно. Согласно Евангелию, именно здесь случилось единственное посмертное явление Иисуса - хлебопреломление с 2-мя его адептами, Лукой и Клеопом, после чего последние поспешили в Иерусалим и рассказали 11-ти апостолам о свершившемся чуде (А может они не те ягодки с куста сорвали :). Впрочем, m_k  пишет, что местоположение Эммауса под вопросом; то ли Библия что-то недоговаривает, то ли Эммаус был в другом месте
У ворот монастыря нас встретил Антон, русскоязычный монах. Сегодня монастырь арендует община "Блаженств" ("Блаженны нищие духом ибо их есть царство небесное"), основанная в 1973 г. во Франции. Цель общины - помогать страждущим и служить Богу. 
У входа находятся остатки римской виллы и церквей разных периодов. После укрепления христианства в этом районе (об этом свидетельствует купель в виде креста, которая из ее маленьких размеров, могла использоваться лишь для крещения маленьких детей)  были построены 2 византийские церкви: северная и южная (на фига две?). Сохранились части стен и купола, декоративная мозаика на полу, а также абсиды, где хранились
мощи святых.
На северной стене базилики висит икона "Схождение в Ад" (спасибо tozhe_kot за название и информацию). Сюжет этой иконы взят из "Евангелия  от Никодима", согласно которому Воскресший Христос спускался во ад, чтобы вывести оттуда души ветхозаветных праведников. Христос стоит на разломанных им медных вратах Ада, а на коленях его встречают Адам и Ева. Этот сюжет, по которому написана икона, выражает важный тезис православного христианства - Иисус не только умер за наши грехи, но и воскресит наши души (более подробно здесь).






В 7 веке мусульмане вторглись в Святую землю, однако в Эммаусе долго они не задержались - в 640 году место вымерло из-за эпидемии холеры.
Только в 11-м веке место снова ожило. Крестоносцы построили внушительную по тем временам церковь, с базиликой длинной 40 метров. При постройке, они откопали и сохранили абсиды византийской церкви, а также использовали часть постройки южного храма византийского периода. Базилика и сегодня впечатляет своими размерами. Позже крестоносцы были изгнаны Салах ад-Дином и церковь была разрушена. Свод почти не сохранился, однако стены стоят крепко. Я не до конца понял откуда брался камень для постройки. Зохар повел нас за восточную стену показать остатки каменоломни, однако, слой твердого камня составляет от силы полметра, а затем следуют мягкие породы. Может быть камень брался из района Бейт-Шемеша неподалеку?


После этого мы пошли к захоронениям. Первая могила была еврейская из периода второго храма, когда использовался способ захоронения "глюскемаут" - вначале покойника заворачивали в саван и оставляли в "прихожей" могилы. Для того чтобы дикие звери не растащили тело покойного по кусочкам, вход в пещеру закрывали специальным камнем (отсюда и выражение "נסתם הגולל"). Причем, до сих пор  я видел могилы в которых этот камень был плоский и при открытии могилы заходил в специальную боковую нишу. В Эммаусе, закрывающий камень больше напоминал затычку для бутылки. Через год, после того как тело истлевало, ближайший родственник складывал кости в "оссуарий" - каменный саркофаг размером с бедренную кость и ставил этот гроб в нишу. Таким образом, могила была "многоразовая".
Следущая могила была "двухэтажная". На нижнем уровне в 1 в. н.э. были захоронены 7 членов еврейской семьи, "в полные рост", а в могиле над ними лежали, возможно, муж и жена, похороненные 2-3
века спустя римлянами или византийской церковью.
В музее, примыкающим к монастырю, экспонатов немного - мозаика, оссуарии, надпись на греческом, и фотографии, очевидно сделанные во время раскопок 20-х годов - интересно было сравнить вид на прибрежную полосу тогда и сегодня.
Горячие источники в Эммаусе (несуществующие сегодня) были не просто так. Оказывается, в этом месте (в долине Аялон и в Модиине) существует разлом земной коры. Не такой серьезный, как разлом в районе Мертвого моря, однако также являющийся источником катаклизмов (о чем нам напомнило недавнее землетрясение с эпицентром в Модиине). В период со 2-5 в. н.э.  в этом районе произошли 3 мощных землетрясения. Зохар рассказал, что его знакомый в Кармей-Йосеф (километров 6 южнее) обнаружил горячие источники при обработке своего виноградника.

Метров 400 восточнее, очень хорошо сохранились бани, построенные римлянами на горячих источниках. Во время Великого Восстания в 69 г.н.э здесь квартировал 5-й легион, по пути к Иерусалиму. Бани состоят из трех основных помещений - теплое(кальдариум), горячее (тепидариум) и холодное (фригидариум). В северной пристройке находились цистерны с холодной водой и раздевальня. Верхнюю часть бань, похоже, достроили арабы и назвали место "Шейх Обейд", в честь их военоначальника. Однако, пробыли они там недолго, до эпидемии холеры (о чем свидетельствуют многочисленные могилы стоящие вокруг), те немногие, кто сумел выжить переселились в Лод.
За 200 лет, до Великого Восстания, на месте источников стоял полк Горкия, селевкидского командира.  Иегуда Маккавей провел блестящую операцию против многочисленной армии Горкия. Создав видимость своего присутствия возле Ша'алабим (по другую сторону аялонской долины), Маккавеи выманили значительную часть сил противника и заставили их преследовать себя в горы, на восток. А тем временем,
сделали круг и напали малозащищенный лагерь в Эммаусе и захватили его. Горкий разгадал тактику, но было слишком поздно. Лишившись части своих солдат, укрепленного места и всей материальной базы, он был вынужден бежать к побережью. Это сражение Маккавей выиграл не только благодаря своему таланту полководца, но и отличному знанию местности. Будучи коэнами, его семья не имела земельных наделов, а занималась разведением скота, так что он будучи пастухом, прекрасно изучил все потайные тропки иерусалимских гор.
Во время экскурсии мы не заходили внутрь бань, т.к. запрещено. Но нижние лазы настойчиво манили, так что после окончания, я мотанулся домой, взял Йоньку, который обожает лазить по пещерам и развалинам и мы вернулись полазить внутри.  В горячем отделение у западной стены стоит сооружение, не знаю как его назвать, по виду пьедестал для какого нибудь монумента, часть которого сложена из каменных пластинок. Неплохо прослеживается водосток, проходящий через все отделения бань.
В "теплом" отделении, возле входа справа внизу, остались следы от какой то таблички, вынутой то ли грабителями, то ли археологами. Там же, но снаружи мы нашли 2 маслята :)
Последняя часть нашей экскурсии была посвящена склепу Ибн Джибель, арабскому военоначальнику, также умершему из-за холеры. в 639 г. Склеп был сооружен иерусалимским наместником мамлюков в 1288 году. Место и сегодня почитаемо мусульманами, по крайней мере одна арабка на склоне молилась, обратившись лицом к склепу. Могила сооружена на холме, откуда прекрасно видна аялонская долина и прибрежная часть. А пока мы поднимались, навстречу нам шли грибники, тащившие кульки с маслятами.
Я так понял, что это первая экскурсия из нескольких намеченных по этим местам, и что особенно удобно, по субботам. Мне казалось, что Йоньке будет неинтересно, поэтому его и не взял. А зря. И большинство мест его заинтересовали бы, да и Зохар, не без успеха, пытался задействовать детей, чтобы они не скучали во время об'яснений.

Остальные фотки здесь.



предгорье, поездки

Previous post Next post
Up