В 1925 г. мой прапрадед протоиерей Иоанн Гаврилович Вениаминов (1856-1947), внук святителя Иннокентия (Вениаминова) (1797-1879), уехал из г. Москвы на новое место служения в г. Воронеж - добровольно, но понимая вероятную возможность репрессии, как бывшего духовника бывшей императрицы Марии Федоровны, в случае продолжения его проживания в столице. Его супруга Анна Александровна Вениаминова (1863-1955) вспоминает в своих записках, что его призвал поехать в Воронеж себе в помощь архиепископ свщмч. Петр (Зверев) (1878-1929): «Сын наш перевез нас к себе в г. Москву, а из Москвы архиепископ Петр взял его в Воронеж, куда мы и поехали»
[i]. Владыка Петр был переведен в Воронеж в июле 1925 г., что дает возможность уточнить дату отъезда И.Г. Вениаминова из Москвы. В г. Воронеже И.Г. Вениаминов поселился вместе с добровольно разделявшей с ним все его скитания женой А.А. Вениаминовой в Покровском женском монастыре (закрыт в 1929 г., разрушен в 1930-е гг.), где продолжал свое служение.
Из письма к сестре М.И. Курляндской (моей бабушке) его внучки А.И. Тауэр, навещавшей Ивана Гавриловича в 1926 г. на новом месте жительства (2004 г.): «Когда я вижу куст жасмина, его чудесный запах переносит меня в Воронеж, в Покровский женский монастырь, где в небольшом белом домике (келье) жили наши дедушка и Буменька (так в семье называли бабушку Анну Александровну) и куда на лето уезжали мы, я с удовольствием вспоминаю это лето. Мне нравился сам монастырь, большой храм, где служил дедушка, за ним было кладбище, на котором на небольшие праздники зажигали лампады, белые маленькие домики, - кельи монашек, которые занимались вышиванием, кружевами (я там же научилась вышивать), а ты больше бегала с мальчиками. Помнишь? Монастырь стоял на небольшой горе, а на другой стоял мужской монастырь, монахи которого занимались резкой по дереву, - у них весь храм был сделан из красивого вырезного дерева. Мы туда ходили, т.к. там служил наш родственник (какой, я не знаю) владыка Петр, которого мы обожали и который после дневной службы брал нас к себе в дом. А помнишь, как мы убирали наш дом к его приезду. Вот тогда ты с мальчишками приносила домой много веток жасмина, которые мы разбрасывали по ковру от входной двери до стола, где его ждал чай. Как я все это хорошо помню»
[ii].
Упомянутый здесь дружный с семьей Вениаминовых «владыка Петр» - это священномученик Петр (Зверев) (1878-1929), с ним близко общался протоиерей Иоанн Гаврилович в Воронеже, и он же уговорил его отправиться с ним на это место служения. Архиепископ Петр доводился родственником протоиерею Иоанну Вениаминову, будучи во втором или третьем колене потомком одного из братьев супруги сына святителя Гавриила Ивановича Вениаминова Екатерины Ивановны (урожденной Зверевой), - следовательно, матери Ивана Гавриловича и бабушки И.И. Вениаминова
[iii]. Таким образом, Ивана Гавриловичу святитель Петр доводился, вероятнее всего, или двоюродным братом или двоюродным племянником.
Владыка Петр был близким сотрудником Патриарха Тихона, в 1919 г. хиротонисан им в епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, в начале 1920-х подвергался репрессиям, сослан в Туркестан. По возвращении из ссылки, в 1925 г. он подписал акт о восприятии власти Патриаршего Местоблюстителя Петра (Полянского). В июле 1925 г. владыку направили в Воронеж в помощь престарелому и больному митрополиту Владимиру (Шимкевичу). После его кончины отец Петр в 1926 г. был назначен на Воронежскую кафедру с возведением в сан архиепископа. В Воронеже архиепископ Петр вел активную борьбу с обновленчеством, добившись массового возвращения в патриаршую Церковь раскольников через покаяние. В ноябре 1926 г. его арестовали и приговорили к 10 годам за «контрреволюционную деятельность». Таким образом, сестры Анна и Марина Вениаминовы застали владыку Петра в его последнее лето, проведенное им на свободе. Его отправили в Соловецкий концлагерь, бывший в 1920-е гг. местом заключения многих священноцерковнослужителей Русской Церкви. Там его поселили на острове Анзер, где он был заточен в бывшем Голгофском скиту. В конце 1928 г. владыка заболел тифом и скончался 7 февраля 1929 г. В 1999 г. были обретены его мощи, и владыка Петр был канонизован как местночтимый святой Владимирской епархии. В августе 2000 г. на Архиерейском Соборе РПЦ он был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских
[iv].
В нашей семье сохранилась одна семейная реликвия, связанная с владыкой Петром (Зверевым). Она ранее не публиковалась, так как была найдена мной только в апреле этого года, когда я разбирал фотоархив своей покойной бабушки. Это подаренная им в 1926 году (то есть незадолго до его ареста) внучке Иоанна Гавриловича Вениаминова, дочери его сына Иннокентия Ивановича, десятилетней девочке Марине (Марине Иннокентьевне Вениаминовой, потом в замужестве Курляндской, 1916-2014), моей родной бабушке, его фотография в архиерейском облачении с характерной надписью на обороте:
«Родной моей и дорогой Марине желаю всегда любить Бога и служить Ему во всю свою жизнь.
Архиепископ Петр.
1926 г. 6/19 июля. Воронеж».
[v] [i] Личный архив И.А. Курляндского.
[ii] Там же
[iii] Там же.
[iv] URL:
http://www.vob.ru/saints/shmc/petr_zver/main.htm.
[v] Личный архив И.А. Курляндского. Надпись на обороте фотографии владыки Петра (Зверева). Автограф.