Оригинал взят у
slovo13 в
Презентация книги "Церковь против большевизма" Ксения Богданова, Радио "Град Петров"
Участники:
- Михаил Шкаровский, д.и.н
- священник Илия Соловьев, к.и.н.
- Сергей Фирсов, д.и.н.
- прот. Георгий Митрофанов, зав.каф.церковной истории СПбДА
В годы Второй Мировой войны на занятых немцами прибалтийских территориях Советского Союза произошли такие церковно-общественные события, значение которых для последующей церковной жизни России трудно переоценить. Речь идет о создании Миссии Экзархата Московской Патриархии для возрождения церковной жизни на освобожденных от коммунистической власти землях. Эта Миссия, получившая в истории название «Псковской», в кратчайшие сроки, данные ей Провидением, сумела достичь столь значительных успехов, что с ними никак не могло сравниться начатое Сталиным в Москве «директивное возрождение Православной Церкви в СССР». Да и самая перемена политики Сталина в отношении Православной Церкви в 1943 году во многом явилась результатом деятельности церковных организаций на оккупированных нацистами областях.
Во главе всего Экзархата Московской Патриархии в Прибалтике оказался митрополит Сергий (Воскресенский), сумевший наладить здесь церковную жизнь на строгих канонических основаниях. Митрополит Сергий, ранее неоднократно шедший на компромисс с безбожными властями в Советском Союзе, оказавшись на какое-то время в относительной недосягаемости для большевиков, не просто возрождал церковную жизнь, но и во всеуслышание заявил о том величайшем зле, которое представляет большевизм для всего цивилизованного мира. Он засвидетельствовал также, что Русская Православная Церковь в подъяремной России остается внутренне свободной от большевистского режима, что все надежды ее иерархов и клира связаны с падением коммунистической диктатуры.
Митрополит Сергий был с той частью русского народа, которая предприняла попытку освободиться от большевистского ига и одновременно с этим отстоять независимость Родины от внешнего врага. Митрополит понимал, что целью нацистов было не создание сильной и независимой России, но превращение русского народа в рабов. Он понимал также, что сошедшиеся в смертельной схватке гитлеровский нацизм и интернациональный коммунизм по самой своей сути противны Христианству, а потому обе этих силы будут стремиться в конечном счете удушить Церковь. Он не мог не осознавать, что для Гитлера не нужна была никакая Россия, а для Сталина была нужна лишь Россия коммунистическая, и потому оба тирана будут стремиться разорить русское освободительное движение. Осознавая все это, митрополит Сергий предпринял все зависящие от него меры для оглашения правды о преследованиях Церкви в СССР и призвал к решительной борьбе, направленной на сокрушение большевизма. В этом состоит его величайшая заслуга как русского патриота, и как православного христианина.
Благодаря этой книге читатель сможет, может быть, в первый раз услышать голос митрополита Сергия (Воскресенского) и узнать о его жизни и трагической судьбе. Пожелаем же успехов авторам книги и ее читателям. Будем надеяться, что все еще имеющееся в нашем обществе предубеждение в отношении церковных людей, потрудившихся ради возрождения церковной жизни на оккупированных территориях, будет постепенно рассеиваться, «яко исчезает дым от лица огня».