Еще к теме о Сталине и о кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г.

Dec 24, 2013 00:05



Известно, что одним из негласных, но главных инициаторов издания декрета ВЦИК о тотальном изъятии церковных ценностей был видный советский государственный и партийный деятель, председатель Реввоенсовета Республики Л.Д. Троцкий, на котором, помимо руководства Красной Армией, лежала и другая важная государственная обязанность - с 11 ноября 1921 г. по решению Политбюро в качестве особоуполномоченного СНК Троцкий был «ответственен за объединение и ускорение работ по учету, сосредоточению и реализации драгоценностей всех видов… имеющихся в РСФСР». Он же возглавил созданную с этой целью особую комиссию по учету и сосредоточению ценностей [i]. В успешном исходе такой работы Троцкий имел ведомственную заинтересованность - партийное решение предусматривало ему, как Наркомовоенмору, пятипроцентное отчисление от реализации ценностей на нужды военного ведомства. Под руководством Троцкого для нужд пополнения золотого запаса республики происходили массовые изъятия их музеев, бывших частных имений, особняков, государственных учреждений, хранилищ, а также закрытых церквей и монастырей.



12 января 1922 г. Троцкий обратился с весьма показательным письмом в Политбюро, показывавшем его заинтересованность и нетерпение, чтобы изъятие ценностей из монастырей (пока имелись в виду главным образом монастыри уже закрытые или закрываемые властью) было поставлено на более серьезном уровне, чем это было до сих пор. Письмо это было опубликовано во 2 томе «Архивов Кремля» по копии, сохранившейся в архивном фонде секретариата Ленина [ii], но до сих пор оставался неизвестным его подлинник с резолюциями на нем Сталина и Молотова и один сопутствующий к письму документ. Из письма Троцкого следовало, что временно работой по изъятию ценностей из монастырей руководил кандидат в члены Президиума ВЦИК Ю.Х. Лутовинов (1887-1924). Он же занимался «политической подготовкой этого дела». Лутовинова должен был сменить секретарь ВЦИК П.А. Залуцкий (1888-1937), но он отказался. На его место должен был быть назначен тов. Кубяко, который «будто бы находится в Казани». Троцкий писал, что в деле изъятия ценностей из монастырей «каждый упущенный день преступление» и просил Политбюро назначить «политически подготовленного и достаточно авторитетного товарища, который мог бы в течении ближайших недель посвятить значительную часть своего времени этому делу». Резолюция Сталина синим карандашом на письме Троцкого, видимо, была первой: «Обсудить в Оргбюро. Сталин». Итоги этого обсуждения неизвестны. Секретарь ЦК Молотов написал на бумаге о дальнейшем движении дела: «Сообщить т. Сталину о назначении т. Лебедева президиумом ВЦИК. 14/I. В.М.». [iii] И вскоре Сталину было послано такое известительное письмо:



Января 18 1922.

Срочно. Секретно.

Уважаемый т. Сталин!

По поручению т. Молотова сообщаю, что для ведения дел по изъятию ценностей из монастырей Президиумом был назначен т. Лебедев.

Зав. бюро Секретариата. [iv]

Упомянутый здесь представитель ВЦИК П.П. Лебедев стал членом возглавляемой Троцким комиссии по учету и сосредоточению ценностей. Приведенные выше документы - первые свидетельства интереса Сталина к теме изъятия церковных ценностей в 1922 г.

[i] Там же. С. 24, 25.

[ii] Архивы Кремля. М., 1998. Кн.2. С. 6.

[iii] РГАСПИ Ф.558. Оп.2. Д.25. Л.1.

[iv] Там же. Л.2.

Previous post Next post
Up