Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет 20 ноября в рамках выставки «Преодоление: Русская Церковь и советская власть» начинается цикл лекций, посвященный взаимоотношению церкви и государства в XX веке.
Первая лекция состоится 20 ноября, во вторник, в 16:00 в Музее современной истории России. Ее ведущий - Федор Гайда (МГУ, ПСТГУ), доцент, кандидат исторических наук.
Тема лекции: «На пороге гонений: Церковь в представлении русских либералов в 1907-1917 гг.» В ходе лекции будут затронуты следующие вопросы:
- какие взгляды на церковь существовали в либеральной среде в последние десятилетия Российской империи;
- какие «рецепты» по спасению церкви были выдвинуты либералами;
- как эти «рецепты» реализовывались в первые месяцы существования Временного правительства;
- почему в марте 1917 года Церковь поддержала создание новой власти.
Федор Гайда:
- Главные герои лекции - это представители либеральных течений, в частности, партии октябристов в лице Александра Гучкова и Владимира Львова, ставшего в 1917 году обер-прокурором в составе Временного правительства. Также к либералам, имеющим активную общественную позицию по отношению к Церкви, относились Николай Бердяев и Сергей Булгаков, близкие к правому крылу кадетской партии.
Сейчас модно говорить о том, что Церковь сыграла чуть ли не решающую роль в событиях Февральской революции, что именно она десакрализовала монархию. Я придерживаюсь другого мнения. В тот период Русская Церковь оказалась в тяжелой для нее политической ситуации. С одной стороны, она (с ее консервативной репутацией) не должна была подпасть под удар своих критиков из числа революционеров, с другой, она поддержала новую власть в сложной период Первой мировой войны, старалась «не раскачивать лодку».
Моя лекция посвящена историческому контексту событий 1917 года. Либеральный взгляд на Церковь сложился задолго до революции. Либералы проводили четкую грань между Церковью Небесной и Церковью земной. Последняя, по их мнению, стала просто частью государственного аппарата, «ведомством православного исповедания», потеряли всякую связь с Христианством. Либералы ратовали за демократизацию Церкви - устранение епископата и привлечение церковных «низов» к принятию важнейших решений. Многие говорили о необходимости секуляризация церковного учения, то есть включению в него элементов светской философии.
Можно ли проецировать эту тенденцию на сегодняшний день? Похожа ли антиклерикальная волна, которая сейчас набирает силу, на процессы, проходившие в стране примерно столетие назад? Безусловно, можно. Только тогда эта тенденция была гораздо сильнее выражена.
Я решил поговорить об этой эпохе, поскольку именно она может преподать, на мой взгляд, важные уроки и светскому обществу, и представителям Церкви. Чем более политизирована Церковь, тем более она воспринимается как политическое орудие, тем сильнее в конечном счете становится волна антиклерикализма. При этом те же годы могут стать ярким примером внутреннего преображения Церкви, и общественная критика тут тоже сыграла свою роль.
http://www.facebook.com/events/349914505105392/permalink/358139927616183/