Переход в Норвегию.

Nov 11, 2022 15:32

03...04.07.2022 Лервик - Норвегия.

Подъём в шесть, выход в семь. В порту казалось, что ветра почти нет. Я закрепил планшет на кронштейне в кокпите, но как только вышли за портовую стенку, дунуло очень крепко, плюс пошёл дождь. Планшет сразу намок и заклинил. Хорошо хоть вода пресная, дождевая. Отдал его в каюту Марине, протереть, подсушить. После перезагрузки он заработал нормально. Засунули его в водонепроницаемый чехол.
Дуло в галфвинд. Даже с половинкой генуи прилично кренило. Когда же вышли из пролива между Мэйнленд и Брессау и взяли курс почти строго на восток, курс стал фодевинд. Раскрутили геную полностью и помчались 7...9 узлов.
.


.


.Бортовая качка на попутной волне очень сильная, напомнила переход через Атлантику. Иногда, особенно большая волна сильно забрасывала корму, но ветропилот, хоть и не без труда, возвращал лодку на курс. Однако, часа через два я заметил неладное. Лодка отклонилась от курса и так и продолжала идти. Судя по упавшему на бок флюгеру, ветропилот безуспешно пытался выправить курс. Пробравшись на корму, посмотреть в чём дело, обнаружил, что зубья конической пары проскочили и маятник, не смотря на максимально отклонённый рычажок, стоит прямо. В прошлом году ветрорулевой отработал на отлично, единственным недостатком было отсутствие возможности корректировать курс из кокпита. Приходилось каждый раз бегать на корму, что иногда было небезопасно. И вот, прошедшей зимой, я с болшим трудом нашёл червячную пару и установил на стойке флюгера. Теперь можно менять курс не бегая на корму. Однако, лучшее, враг хорошего. Дорвавшись до источника деталей, я заказал также пару конических шестерёнок и заменил ими кондовый кривошип. И вот теперь, после удара о чужую лодку и увеличившегося люфта, мелкомодульные шестерни проскакивают. Несколько раз пробовал выставлять положение шестерёнок на ходу, но в такую погоду хватало ненадолго. Поразмыслив, я пришёл к выводу, что тут много чего нужно переделать, а пока придётся пользоваться автопилотом. Однако при резких заносах лодка получала крен и начинала приводиться ещё сильнее, автопилот не справлялся и начинал беспомощно пищать.
Я потравил сильнее геную, чтобы она обезветривалась если лодка приводится, и объяснил Марине, как вручную возвращаться на курс, когда автопилот сдался.
Шли мы быстро, но сурово. Дуло постоянно крепко. Ветер плавно менял направление с западного до южного, поэтому курс к ветру менялся с фордевинда на бакштаг, потом галфвинд, а в конце, учитывая нашу собственную неплохую скорость, вымпельный ветер дул уже в острый бейдевинд.
Всё время сильно болтало. Чтобы приготовить поесть, приходилось проявлять чудеса эквилибристики. Раз я всё же не удержался и рассыпал часть уже поджареных сосисок. Потом лазил на четвереньках, собирал их и оттирал полы от масла. Другой раз, когда вылезал в кокпит со сковородой готовых равиоли, прилетела волна, стукнула в борт и я улетел в проход к кормовой каюте, каким то образом не уронив сковородку и не рассыпав содержимое. На следующий день, готовя яичницу с беконом на завтрак, чтобы освободить руки, сделал себе из швартова опору под зад, привязав его к поручню у плиты.
.


.


.Ночью, как обычно, вахту отстоял сам. Марина сменила меня в семь. Я ушёл поспать пару часов, а когда выглянул наружу, вдали уже были видны скалы Норвегии. Ветер отошёл до юго-востока, и теперь, идя максимально остро мы немного сваливались на север, поэтому остров Федье проходили с севера, а не с юга, как планировали. Хотя большой разницы не было, идти сразу в Берген мы не собирались, хотели постоять где-нибудь на якорной стоянке.
.


.Проход между цепочкой островов отделяющих фиорды от моря был довольно широкий, около 0,3 мили, но, так как мы шли предельно острым курсом, возможности для манёвра вправо, к югу, не было, поэтому я старался держаться ближе к наветренным скалам, не смотря на то, что Марина требовала взять левее, так как мы «идём на камни». Я уже много раз пытался объяснять ей, что реальное направление движения лодки не всегда соответствует тому, куда направлен её нос, из за дрейфа или течений, но каждый раз при прохождении узкостей Марина суетится и требует изменить курс.
Проштудировав лоцию Норвегии и карты я выбрал бухту на острове Borilden ( по норвежски произносится как то совсем непонятно, русской транскрипции я не нашёл). Лоция утверждала, что в этой части Норвегии почти нет судоходства, но мы, пересекая Федье фиорд, умудрились попасть между двумя большими пароходами. Один шёл из Федье фиорда в Фенс фиорд, другой ему навстречу. Мы оказались именно в момент их расхождения где-то между ними. Ничего страшного не произошло, места на фарватере хватило всем, просто мне не нравится слишком близкое присутствие больших железных судов.
Подойдя к выбраной бухте, я вдруг засомневался. Почему то место не нравилось. Объяснить рационально, почему, я не мог, тем не менее, стоять тут не хотелось. Не заходя в саму бухту мы развернулись и пошли на другую сторону Фенс фиорда, где среди островков на карте были щедро рассыпаны значки с яхточками и якорьками. Наверняка там найдём что-то подходящее.
Однако, пройдя по довольно узкому фарватеру среди островков и просто торчащих из воды камней в узкую бухту, которая на карте казалась привлекательной, мы обнаружили там одинокий буёк, слишком близко от скальной стенки. Глубина 17 метров, какое дно, неизвестно. Ветер почему то и здесь дул довольно сильно. Выглядело неуютно и экспериментировать на ветру, в узкой бухте среди скал, не хотелось. Тем же фарватером вышли обратно во фиорд, на глубокую воду. Я снова принялся листать лоцию, но вдруг случайно глянул на планшет. АИС показывал, что в большую бухту, с узким, как бутылочное горлышко входом, заходит какая-то лодка. Посмотрел, что за лодка. Оказалось яхта, крупнее нашей, местная, норвежская. Думаю они знают, куда идут. Бухта находилась как раз с противоположной стороны острова, вдоль которого мы только что ходили искать стоянку. Мы обогнули остров и тоже зашли в бухту через узкий пролив между скал. На самом входе в неё стояли два небольших домика, причал и катер, остальные же берега были совсем дикие и нехоженные. Якорь забрал с первой попытки и, как только мы окончательно встали, небо расчистилось, стало голубым, выглянуло солнце и сразу наступило лето. Не зря мы метались по фиорду, очень хорошая и красивая стоянка. Здесь, наконец, возникло чувство безопасности и умиротворения.
.


.


. Лодка, показавшая нам дорогу, оказалась большой деревянной яхтой с гафельным вооружением. Она встала у противоположного берега. Чуть позже сюда зашла ещё одна лодка. Она прошла вглубь длинной бухты, за мыс, так что её не было видно.
.


.После двух дней непрерывной болтанки, неподвижная палуба под ногами казалась верхом блаженства. На ужин был плов и красное вино.

Северное море, Норвегия, плавания

Previous post Next post
Up