06.07.2021 Бискайский залив.
Сегодня Марина встала сама в 7:00, на пол часа раньше будильника. Мы сходили в душ, попили кофе, вынесли мусор, навели порядок на борту и отшвартовавшись направились на заправку. Я собирался залить ещё 100 литров в основной бак и литров 200 в резервный. Однако в резервный бак солярка заливаться не хотела, как ни медленно я её заливал, по трубе вверх поднимался пузырь и она выплёскивалась на палубу. Разбираться в чём дело было некогда, поэтому я залил ещё литров 50 в основной бак и в 9:30 мы уже вышли из порта.
В заливе ветер был слабый, но с океана шла высокая зыбь, окружающие холмы то и дело скрывались за ней. Пока не ясно было, что там будет на открытой воде, я развернул только геную и лодка побежала 4,5...5 узлов. Хороший ветер, 20 узлов в бакштаг, прогноз обещает только сегодня, завтра он ослабнет и отойдёт до северо-запада, поэтому его нужно использовать по максимуму. Пока поднял бизань и держал курс 40 градусов, чтобы было потом куда сваливаться по ветру.
.
.
.
.
Отойдя от берега подальше мы наконец получили свои 20 и больше узлов. Бизань пришлось убрать, а геную то слегка скручивать, то раскручивать, в зависимости от ветра. Отремонтированный ветрорулевой рулил исправно, не смотря на жуткую болтанку. Марина прилегла на койку и впала в анабиоз. Сказала разбудить, когда будем швартоваться. Спала целый день, даже есть не желала. С трудом удалось соблазнить её салатом, который пришлось самому и приготовить.
За весь день видел два судна: по корме прошёл танкер и сухогруз встречным курсом. Сухогруз сильно валяло с борта на борт, так что я периодически хорошо видел его палубу. Интересно, как наша лодка выглядит со стороны на этом волнении?
.
.
Вечером Марина наконец восстала из сна и даже предложила постоять (посидеть) вахту, чтобы я немного поспал перед ночью.
07.07.2021 Бискайский залив.
Сменил Марину в час ночи. Прохладно. Одел лёгкий непромоканец и флисовый свитерок под него. Идём неплохо, 6...7 узлов. Темень стоит абсолютная, не видно ни зги. AIS показывал в округе всего несколько судов, все далеко. Сидеть в кокпите и таращиться в темноту было холодно и скучно, поэтому я бросил кокпитный матрасик на пол в каюте и улёгся на него. Курс и скорость контролировал по Навиониксу в телефоне и выглядывал наружу раз в пол часа, либо когда мне казалось, что звук текущей воды за бортом изменился, да ещё посматривал, что там видит AIS.
Днём ветер начал слабеть, как и обещали. В помощь генуе поставил бизань, а часам к десяти поднял грот. Дуло не равномерно, лодка то замедлялась до 3,5 узлов, то разгонялась до 7...8. Ветропилот справлялся, но, так как направление ветра тоже периодически немного менялось, приходилось его немного поправлять и регулировать паруса. Так как дистанционная регулировка курса на ветропилоте у меня пока не работает, вернее отсутствует, приходилось каждый раз ходить на корму. Поначалу я пытался отрабатывать каждый заход-отход ветра в несколько градусов, но потом плюнул на это дело. В итоге мы шли нужным курсом и даже на треке эти виляния были едва заметны.
Под самый вечер проходила большая стая дельфинов. Подходя они выпрыгивали из воды целиком, так что их можно было лицезреть во всей красе. Жалко что уже смеркалось, красивые могли получиться кадры.
.
.
.
08.07.2021 Бискайский залив.
Ночь прошла примерно так же ка и прошлая. Спокойно, без происшествий. Лодка шла как по рельсам, ветрорулевой рулил отлично. К утру батареи были забиты до отказа, так что даже ветрогенератор тормозился по высокому напряжению, не смотря что день накануне был пасмурный и работает холодильник.
Судов в море не было, делать ничего особо было не нужно. Зыбь оставшаяся после шторма успокоилась, качка стала намного меньше и регулярнее. Лишь под утро ветер отошёл, пришлось довернуть флюгер ветрорулевого и подбить паруса. По прежнему под полной парусиной идём в галфвинд 6...8 узлов.
Сегодня утром решили всё же идти на Брест а не Лорьян, взял ещё немного круче к ветру, чтобы обойти остров Сейн и тянущиеся от него на несколько миль к западу рифы и мели. Теперь идём в полный бейдевинд, строго на север, но всё равно хорошо. Море почти успокоилось, волна не сильно тормозит лодку. Мы даже забеспокоились, что придем в Брест ночью, но, начиная с обеда, ветер стал выдыхаться, а скорость падать. Когда до порта оставалось ещё целых 35 миль, плоттер стал показывать меньше одного узла, мы встали. Пришлось убрать паруса, кроме грота, который оставили для стабилизации лодки, и запускать дизель.
09.07.2021 Брест.
Девятого июля рассвет в Бресте должен был наступить в 06:20. Мы подошли ко входу в порт как раз к этому времени. Воздух был неподвижен, вода как зеркало. Тишина. Если бы не этот штиль в конце перехода, я бы сказал, что погода в Бискае нам выпала идеальная.
.
.
У внешнего понтона, под самой стенкой, между большой классической яхтой и тоже большим тримараном, было свободное место и мы встали к нему бортом.
Спать почему то не хотелось. На вторую ночь в Бискае у нас опять погас ходовой огонь, на этот раз левый. Я сразу заменил лампочку, но дело было не в ней. Пришлось убрать соединение проводов внутри якорного ящика и протянул кабели напрямую в коробку стоящую на переборке в форпике, благо их длины хватало. Когда обрезал корродировавшие концы проводов, один из них пришлось укоротить на 10 сантиметров, чтобы добраться до здоровой медной жилы. На эту глубину медь в изоляции превратилась в красную пасту.
Подошёл француз со старинной яхты, заговорил по французски. Я хоть и не разумею, но понял, что сегодня сюда придёт ещё одна такая же лодка и должна встать на это место.
В восемь часов пошёл оформляться. И опять у нас не спросили страховку, ни слова про тест PCR, да что там, даже паспорт не спросили. Заполнил бумажку, заплатил пока за два дня, там видно будет. Место нам позволили выбрать любое у того же внешнего понтона.
Мы перешвартовались, позавтракали и отправились в город. От самого порта вверх по склону высокого берега, поддерживаемого монументальными подпорными стенами, ведут лестницы. Наверху, над самым портом, у впадения реки Панфель, возвышается замок. Высокие берега реки тоже закованы в камень.
.
.
На правом берегу, куда можно перейти по мосту, расположен объект, которому трудно дать определение. Бывшие производственные цеха военно морского арсенала на плато Капуцинов были отреставрированы и теперь являются чем то средним между музеем, выставочным центром, парком... Короче говоря общественное место. Открыто для всех, бесплатно. Огромные крытые пространства, внутри остались некоторые монструозного размера станки, стоят столы с лавками, где местные жители устраивают пикники. Если лавок не хватает, устраиваются на полу, словно на газоне в парке. Прогуливаются пары, дети катаются на скейтах и самокатах. Там же была экспозиция странных скульптур насекомых, сделанных из частей музыкальных инструментов. Насекомые шевелили лапками усами и надкрыльями, издавая при этом странные звуки, не то шумы, не то музыку. В общем какая то новая концепция места времяпровождения.
.
.
.
.
.
В кратком описании Бреста упоминалось, улица Сен Мало, как единственная уцелевшая после бомбёжек в войну. Только там остались здания довоенной постройки. Воображение нарисовало мне нечто грандиозное, с архитектурой как в Париже, но казалось, что улица уже не жилая и представляет собой музей под открытым небом. Небольшие каменные домики как в рыбацких деревушках. И надеюсь, что до войны не весь Брест выглядел так.
.
.
Обратно на левый берег мы вернулись не по мосту а в вагончике маятниковой подвесной дороги. Станция дороги находиться прямо в арсенале капуцинов. Сверху, когда проплываешь над рекой, хорошо видны огромные сухие доки и многочисленные непонятного назначения входы и выходы в облицованном камнем крутом берегу.
.
.
В кафе, где мы остановились выпить кофе была русскоговорящая официантка, Марина узнала у неё где находится «русский» продовольственный магазин. Русский магазин назывался «Арарат», так как хозяином был армянин и мы прошли через весь город километра три до него, а потом столько же обратно, чтобы купить сала.
.
.
На лодку вернулись около четырёх часов и, так как я не спал предыдущую ночь, меня срубил сон. Пока я дрых, марина гуляла по порту и познакомилась с грузинами, Сергеем и Розой. Это сын и мать живущие в Бресте.
Я же проспал до десяти вечера, поужинал и снова отключился, теперь уже на ночь.