Представителей «оранжевого» режима было принято именовать евроромантиками. За их упования на Европу во вся и всем. За ожидания, что Евросоюз примет Украину в свой состав с распростертыми объятиями. За чаяния, что Европа решит все наши проблемы и одарит нас всевозможными благами. Там демократия. Там высокий уровень жизни. Там... В общем, чего там только нет. Все есть - как в той Греции. Впрочем, о Греции сейчас лучше не вспоминать.
Нынешная власть предержащая в былые годы как только не костерила своих «оранжевых» предшественников за этот евроромантизм. Буквально живого места не оставила как на политике евроромантизма, так и на тех, кто ее проводил.
В свою очередь себя представители нынешней «команды профессионалов» подавали «европрагматиками». И обещали принципиально иную политику. Мы-де в Европу «ломиться» не станем. Нам евроинтеграция любой ценой не нужна. Евроинтеграция для нас не самоцель, а инструмент. И не единственный, а лишь один из многих.
Соответственно, сулили они, в случае их прихода к власти формы евроинтеграции будут выбирать такие, чтобы развивалась украинская экономика, чтобы не страдал отечественный товаропроизводитель и высокотехнологичные отрасли промышленности, чтобы не нарушались исторически сложившиеся торгово-экономические связи с другими партнерами, прежде всего с Россией.
На XVI экономическом форуме «Крыница-2006» (Польша) Виктор Янукович декларировал необходимость перехода «от евроромантизма... к европрагматизму» (07.09.2006, УНИАН).
Он же в интервью иностранным СМИ 20 сентября 2006-го: «Мы говорим, что должны избавиться от евроромантизма и стать европрагматиками» (BBC).
«Формула понятна: «Европрагматизм - вместо евроромантизма», - это из программной статьи Януковича в газете «День» (14.11.2006).
В начале последней президентской кампании, 26 сентября 2009-го, выступая на форуме Ялтинской европейской стратегии, Виктор Федорович призывал «перестать болеть болезнью евроромантизма» («УП»).
Наконец, в ходе своего первого иностранного визита в качестве Президента Украины (пунктом назначения был выбран, как известно, Брюссель) он заявил, что его курс - «не евроромантизм - это европрагматизм» (02.03.2010, Росбалт).
Всех нюансов реализуемой нынешними властями политики, с позволения сказать, европрагматизма мы не знаем. Ибо основная часть соглашений с Европой проходит как restricted - т. е. для ограниченного круга лиц. Подальше от ушей и глаз украинской публики. Которую на этом фоне активно обрабатывают фарисейским словоблудием о демократии и открытом обществе, которые-де будут установлены на Украине в рамках евроинтеграционного курса.
Это Россия открыто озвучивает свои предложения по условиям гипотетического участия Украины в Таможенном союзе. Но не «адепты прозрачности» из Брюсселя.
Впрочем, это и понятно: вор никогда не станет кричать на всю округу о том, что собирается обчистить твои карманы. А сведения (хотя, как сказано выше, далеко не полные) о том, что Европа - при попустительстве нашей власти - намерена проделать с Украиной и ее жителями именно эту «процедуру», время от времени в информпространство просачиваются.
30 марта к этой теме обратилась депутат от Партии регионов Юлия Левочкина. Она весьма откровенно поделилась своими мыслями в Польше, но ее откровения дошли и до Украины.
Перед польскими журналистами г-жа Левочкина высказала мнение, что Европейский Союз подпишет парафированный договор об ассоциации с Украиной, потому что он экономически выгоден европейскому объединению. «Да, будет он подписан, потому что Европа очень прагматична. Это экономически выгодно Евросоюзу», - сказала она. Не нам выгоден, а Евросоюзу!
А Украина понесет убытки! Левочкина отметила, что для Украины этот договор имеет в первую очередь политическое значение, подчеркнув, что «экономически страну в первые 3-5 лет действия документа ожидают значительные потери». «Мы подписываем, во-первых, из политических соображений, поэтому мы должны продвигаться к реализации своего европейского выбора», - отметила она.
И далее: только одна «предусмотренная договором отмена пошлины на импорт автомобилей приведет к потере доходов госбюджета на 10%». Кроме того, Украина, согласно документу, обязуется внедрять европейские стандарты в сфере энергетики, что потребует от страны инвестиций «на миллиарды долларов», которых у нее нет. В то же время, сообщила Юлия Левочкина, «ЕС не предложил компенсаторов для экономических потерь Украины». Плюс к этому соглашение о ЗСТ с ЕС приведет к потере конкурентоспособности украинских производителей в ряде отраслей.
Правда, в заключение все-таки обнадежила журавлем в небе: дескать, «в более долгосрочной перспективе потери одних украинских производителей должны компенсироваться - благодаря зоне свободной торговли с ЕС - ростом конкурентоспособности других» (УНИАН).
«Потери одних» - это то, что произойдет неминуемо. А вот «рост конкурентоспособности других» в некой «долгосрочной перспективе» - это, что называется, вилами по воде писано. Лично я не верю в этот рост конкурентоспособности непонятно каких «других», которые якобы - потом, когда-нибудь - смогут вытеснить европейских производителей с их же рынка. Не сомневаюсь, что Европа такого попросту не допустит - например, не позволит разориться своим фермерам во благо более конкурентоспособным производителям сельхозпродукции с Украины.
К тем «значительным экономическим потерям» вследствие создания ЗСТ с ЕС, о которых сказала г-жа Левочкина, добавим не менее значительные утраты, которые понесет Украина на рынках Таможенного союза, что является прямым следствием «безальтернативного европейского выбора» нынешней власти.
Сюда же можно добавить и убытки (как тех, что касаются цены российского газа, так и потери транзитных объемов), которые терпит Украина в результате присоединения к Европейскому энергетическому сообществу, - что блокирует возможности создать двухсторонний газотранспортный консорциум с Россией либо достичь иных двусторонних («без Европы») договоренностей в газовой сфере...
Как назвать нынешнюю политику на европейском направлении? На евроромантизм явно не тянет. Прагматизмом тут и не пахнет. Быть может - евроидиотизмом?