Марбург
Территория Гессена никогда не входила в состав Римской империи, так что все города относительно молодые. Марбургу менее 800 лет. Вскоре после основания он стал резиденцией графов. Географическая карта средневековой Германии напоминает лоскутное одеяло и я не стану прикидываться, будто разбираюсь, где чьё было владение. Тем более, что эти владения не были единым куском, а часто были перемешаны, как хороший винегрет. Как бы то ни было, из графства Гессенского со столицей в Марбурге со временем выросло курфюршество Гессенское со столицей в Касселе, а потом и со столицей в Висбадене. Одновременно на территории нынешнего Гессена существовало еще пара герцогств (в том числе и еще одно герцогство Гессенское) и графств, которые переходя из рук одних династий в руки других, перекраивались и сливались, пока на всё это не наложила руку Пруссия, уже в 19 веке, в процессе объединения Германии, когда титул герцога Гессенского вошел в титулатуру Германского императора, бывшего королем Пруссии.
Одновременно Марбург был резиденцией коменданта Немецкого Ордена. Немецкий Орден был образован на Ближнем Востоке одновременно с Орденом Храма и орденом Святого Иоанна (более известным под поздним названием Мальтийский.) Немецкий орден был огромной и не очень централизованной организацией с владениями от Сицилии до Прибалтики. Он имел массу более или менее независимых подразделений (с одним из таких отбившихся от рук подразделений пришлось иметь дело Александру Невскому на Чудском озере). На территории самой Германии такие подразделения назывались комендатурами и возглавлялись практически ни от кого не зависимыми комендантами. Точнее такое подразделение называлось «баллея», а его начальник назывался «комтур», но я пользуюсь более понятными словами.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d1/Deutschordenshaus_Marburg_%283%29.jpgФото 1 - Комендатура Немецкого Ордена в Марбурге, 14 век.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f3/Marburg-DeutschesHaus1-Asio.jpgФото 2 - Самая старая часть комендатуры.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7d/Elisabethkirche_Marburg_01.jpgФото 3 - Церковь святой Елизаветы, якобы первое готическое сооружение Германии.
И первое, что видишь перед входом в старый город, это прекрасно сохранившийся комплекс средневековой комендатуры рыцарского ордена 14 века с церковью Святой Елизаветы. Архитектура еще очень простая, это, можно сказать, большие каменные избы, сложенный из несколько грубо обработанных светло розовых камней не очень большого размера, с небольшими подслеповатыми окнами. Именно так и представляешь себе мрачное средневековье. Только позже здания были украшены не слишком пышными порталами, вытесанными из того же камня гербами и простыми фахверковыми надстройками. В городе можно увидеть ещё несколько похожих зданий, но больше я пока нигде таких не видел. Судя по надписи, некогда к комендатуре принадлежал еще госпиталь и странноприимный дом (сиречь гостиница). Находящаяся рядом церьковь Святой Елизаветы хоть и названа в честь матери Иоанна Крестителя, посвящена провозглашенной святой бабушке первого графа Гессенского. Дочь венгерского короля, вышедшая замуж за графа Тюрингского, она после смерти мужа была отстранена от политической власти, посвятила себя работе в госпитале в качестве медсестры и умерла в возрасте 21 года во время одной из вспышек чумы. Святой ее провозгласили довольно скоро после смерти, для ее останков был изготовлен роскошный золотой ковчег, и церковь Святой Елизаветы, одно из первых готических сооружений Германии, стала местом паломничества, а за одно и местом захоронения комендантов Немецкого Ордена и графов Гессенских.
https://live.staticflickr.com/8015/7602367756_9662c928bb_b.jpgФото 4 - Захоронения комендантов Ордена вокруг алтаря.
За вход в придел, где захоронены графы и где находится упомянутый ковчег Святой Елизаветы, берут плату. (В скобках скажу, что при каждом уважающем себя соборе имеется сокровищница, за вход в которую тоже берется плата). И в впервые в Германии встретил я, что билетов никто не проверяет. Все на полном доверии, в принципе, можно идти и так. Воспользовавшись таким отсутствием контроля, я преодолел веревочное заграждение, окружавшее графские надгробия и внимательно осмотрел каждое.
Средневековый ковчег для хранения святынь представляет собой сундук в форме дома метра 2 длиной, около метра высотой и около полуметра шириной. Программа украшения ковчега всегда одинаковая - Христос, Дева Мария, апостолы, святой или святые, чьи реликвии он содержит. Что хорошо в церкви Святой Елизаветы - ковчег можно рассмотреть очень близко, чего нельзя ни в Кёльне, ни в Аахене. Если фигуры достаточно традиционны, то филигранная отделка деталей поверхности поражает. Фон составляет золотой рельеф из тысяч покрытых эмалью лепестков размером в пару миллиметров. Причем лепестки не вырезаны в золоте, а отчетливо отделены от поверхности пластин. Зелёная эмаль покрывает только края лепестков. Видно, почему на создание подобного ковчега уходило до полутора десятилетий труда.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/82/Marburg_Elisabethkirche_Elisabethschrein.jpgФото 5 - Ковчег Святой Елизаветы. В ковчеге хранится не всё. Как и многие святые, Елизавета была разделена на части. В частности, череп находится в Стокгольме.
https://www.elisabethkirche.de/fileadmin/_processed_/f/2/csm_elisabethschrein_02d2410039.jpegФото 6 - Ковчег Святой Елизаветы, святая Елизавета.
В церкви 2 алтаря, что встретишь не часто. Первый находится в главном нефе, а второй позади него, в особом приделе (в который и продают билеты). Слева от алтаря находится помещение с ковчегом Святой Елизаветы, вокруг алтаря захоронены коменданты Немецкого Ордена, а слева графская усыпальница. К сожалению, я не знаю, кто именно там похоронен, надписей нет. Главным украшением являются 10 фигурных надгробий, подобные которым можно увидеть разве в Сент Дени в Париже. Прекрасной работы 13-15 века (насколько я могу судить) фигуры изображают графов в боевом облачении, за исключением одного в домашнее одеянии. 5 надгробий одиночные, остальные парные. Особенно трогают 2 надгробия, где женщины изображены со своими детьми. Детская смертность и в графских семьях была высокой.
https://www.marburg.de/medien/bilder/2009_06_29_gl_0192_web.jpg?20180919153432Фото 7 - Графские захоронения в церкви Святой Елизаветы.
https://c8.alamy.com/compde/ba80h8/conrad-ca-1206-2471240-landgraf-von-thuringen-1227-1234-grossmeister-des-deutschen-orden-1239-1240-volle-lange-grab-elisabethkirche-marburger-skulptur-1240-ba80h8.jpgФото 8 - Граф Конрад, 13 век.
Более ранние (по моему мнению) фигуры изображают людей живыми и счастливыми (улыбающимися), более поздние спящими (или мертвыми), а вероятно самое позднее из надгробий кроме нормальной фигуры усопшего содержит расположенное под ним реалистическое изображение его полуразложившегося трупа (вместе с трупоедами). Корме этих фигур по стенам придела имеются и более традиционные надгробные памятники в виде плит. (В скобках замечу, что например надгробия императоров, что я видел в Вормсе и Шпайере, представляют из себя просто каменные блоки без украшений и надписей.) Сохранность фигур разная, пара из них в относительно неважном состоянии. Кому то даже хватило совести вырезать свои инициалы на лбу у ребенка. В эпоху реформации церковь пала жертвой иконоборчества, по приказу тогдашнего графа были удалены все фигуры кроме двух, украшавшие отделявшую передний алтарь от заднего стену. От фресок сохранились только несколько бледных фрагментов. Зато над порталом сохранилось чудесное готическое изображение мадонны, по качеству не уступающее лучшим образцам из Страссбурга или Шартра.
https://www.elisabethkirche.de/fileadmin/user_upload/Kirchenraum/csm_2011-06-09_Hauptportal_0003_H768px_14022d51f6.jpegФото 9 - Церковь святой Елизаветы, тимпан портала.
Слева от входа в церковь во время войны был захоронен прах Гинденбурга. Изначально его могила находилась в мемориальном комплексе, сооруженном в честь битвы под Танненбергом, где в 1 мировую войну под командованием Гинденбурга была одержана решительная победа над российскими войсками. Но при отступлении фашистов во время 2 мировой войны мемориал был взорван, а прах фельдмаршала и первого президента республики (равно как и его жены) были перенесен в Марбург, где он ныне покоится под скромной плитой без всяких украшений.
https://c1.staticflickr.com/8/7286/16970771451_ef97f61a84_b.jpgФото 10 - Могила Гинденбурга.
От церкви Святой Елизаветы начинается подъем к графскому замку через старый город. Единого ансамбля, пожалуй, не сохранилось, здания 15-16 веков соседствуют с домами 18-19. Фахверковые дома как всегда очень симпатичны, но хотя среди них нет ни одного одинакового, с какого то момента их не воспринимаешь, как нечто особенное. Они такие и должны быть, в конце концов.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/87/Marburger_Schloss_024.jpg/800px-Marburger_Schloss_024.jpgФото 11 - вид на марбургский замок.
https://bruder-auf-achse.de/wp-content/uploads/2022/07/marburg-am-Markt.jpgФото 12 - Старый город.
Марбургские фахверковые дома «отличаются» разве тем, что на многие на штукатурку вместо обычных фресок нанесен неглубокий рельеф. Запомнился только один дом, где входная дверь украшена чёртом, поддерживающим дракона. Уважающий себя фахверковый дом всегда снабжен надписями, иногда более иногда менее благочестивыми, иногда более иногда менее остроумными, но почти всегда полными гордости за благосостояние, достигнутое трудом и мастерством. На многих домах можно увидеть таблички в память о профессорах университета разных времен. Вообще университет в городе очень заметен, на многих зданиях, в том числе и старинных, красуются названия факультетов, университетских учреждений (музеев, семинаров и т.п) и студенческих организаций. Главное здание университета (так называемый Старый Университет) представляет собой массивное здание готического стиля, похожего на стиль университетов Кембриджа и Оксфорда. Но только в Марбурге постройка фальшивая, поскольку построена лишь в 19 веке.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f8/Alte_Universit%C3%A4t_%28Marburg%29_1.jpgФото 13 - Так называемое старое здание университета.
Университет не очень стар, основан только в 16 веке, это первый протестантский университет Европы (есть и более старые, но те были перепрофилированы из католических). Среди многих имён на табличках я нашел и пару знакомых. Во первых это отец физической химии Роберт Бунзен, который 6 лет был ректором факультета в Марбурге. И во вторых это Дени Папен, который в 1690 году создал в Марбурге первую действующую паровую машину. Если свернуть вправо, можно найти дом, где когда то жили братья Гримм и, недалеко от него даже дом, в котором жил Ломоносов, когда учился в Марбурге.
http://www.das-marburger.de/wp-content/uploads/2011/06/Markt-23-HL-Y0615.jpgФото 14 - Дом, где жили братья Гримм, будучи студентами.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/22/Lomonosov-house_marburg1.jpgФото 15 - Дом, где жил Ломоносов. Вот интересно, почему его послали учиться в протестантский университет? Большинство немцев в тогдашней России, правда, были именно протестантами.
Лестницу, ведущую к Марбургскому замку украшает цитата из одного из писем, где Вильгельм Гримм жалуется на бесчисленные марбургские лестницы. Кроме лестниц крутые подъемы и спуски марбургских улочек отличает так же весьма разбитая брусчатка, споткнуться о торчащие камни которой проще простого.
Пока поднимаешься к Замку, встречаешь кое что забавное. Например, памятник Волку и Семерым Козлятам. Памятник выполнен можно сказать в охотничьем стиле, это просто головы, торчащие из стены. Причем у козлят головы вполне взрослых козлов.
https://media-cdn.tripadvisor.com/media/photo-p/09/17/6f/50/marburger-landgrafenschloss.jpgФото 16 - Марбургская Лестница. Перевод: «Виды в Марбурге и окрестностях определённо очень красивые, особенно если стоишь у замка и смотришь вниз. Сам город ужасен, я думаю, что лестниц на улицах больше чем в домах. В некоторые дома вообще входят через крышу.»
https://www.marburg.de/medien/bilder/sieben_geisslein.jpg?20151124135937Фото 17 - памятник семерым козлятам.
Потом проходишь мимо фигуры лягушки, читающей книгу и наконец оказываешься у исторической ратуши. Хотя Марбург никогда не был особенно большим городом, ратуша не уступит размером ратуше Мюнстера. Однако она куда менее украшена, чем ратуши более крупных и богатых городов. Украшенная лестничной башней простой деловой архитектуры 15 века ратуша стоит на крутом склоне, так что если спереди в ней 3 этажа, но сзади 5. Нижние 2 этажа отведены под городскую и графскую тюрьму, которая бережно сохраняется в пригодном для эксплуатации состоянии, поскольку в 1934 году в нее были заключены выступавшие против фашизма профессора, в последствии расстрелянные.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3d/Rathaus_Marburg_2016.jpgФото 18 - Ратуша Марбурга.
От ратуши начинается главный и решительный подъем к Замку. Но я предпочитаю по возможности не пользоваться очевидными прямолинейными путями, а заходить противнику в обход с тылу. Так что вместо того, что бы повернуть от ратуши на 180 градусов к ведущей вверх лестнице, я повернул на 90, обошел замковый холм улочками старого города и поднялся к замку по лестнице, ведущей мимо чьих то задних дворов. Зато по дороге я наткнулся на другую, уже протестантскую церковь, с захоронениями порвавших с католицизмом графьев. Поскольку они жили в 17-18 веках, надгробия носят не полный сдержанности и достоинства условно реалистический характер готики, а полный напыщенности помпезно реалистический характер барокко.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e5/Marburg_Lutherische_Pfarrkirche_Innen_Chor_von_WSW.jpgФото 19 - Лютеранская церковь Девы Марии с графскими захоронениями.
Наконец, вспотев как мышь, оказываешься у графского замка. Замок в прекрасном состоянии. Хотя в описании и указано, что он подвергался перестройкам, во внешнем облике это совсем не чувствуется, замок воспринимается как единый комплекс 15 века. Крепостной характер замка выдают разве что контрфорсы, сложенные из того же светло розового камня, что и другие старые здания Марбурга. Сколько можно судить, крепостных стен замок не имел никогда. Достаточной обороной служило само положение на вершине крутого холма. А несколько позже над обрывистыми склонами были устроены артиллерийские позиции. Размером он хотя и превосходит большинство замков Рейнской Долины (кроме разве Рейнфельса), но значительно уступает находящемуся в небольшом городке Вайльбург замку герцогов Нассау и тем более находящемуся в Гейдельберге замку курфюрстов Пфальцских.
http://octokopter.net/wp-content/uploads/DSC7703-digimarc.jpgФото 20 - Марбургский Замок, общий вид.
Но внутри замок перестроен очень сильно и сейчас там располагается небольшой провинциальный музей. Разве что небольшая замковая капелла сохранила хоть что то от прошлого, в частности пару фресок 15 века. Что бы поддержать честь и славу марбургских лестниц, осмотр музея предлагают начать с 3 этажа. Всего этажей правда 5, но самый верхний и самый нижний (сиречь подвал) оказались закрыты. На каждом этаже расположен свой отдел.
Третий этаж отведен гражданскому быту и самый интересный. Удивительно много сохранилось мебели, даже от 15-16 веков. По стенам висят несколько наивные портреты горожан работы неизвестных местных художников. Если шедевры поражают своим мастерством и проникновением в характер человека, то эти трогают своей человечностью, что ли. Поскольку я не равнодушен к стеклу и фарфору, я уделил внимание весьма многочисленным экспонатам. Присутствуют образцы продукции многих фабрик, в том числе и Императорской Фарфоровой Фабрики в Санкт Петербурге. Однако самым интересным экспонатом является пожалуй принадлежавшая одному из профессоров миниатюрная (около 10 см.) модель 17 века. Фигурка слоновой кости представляет собой разборную модель беременной женщины, с детальной передачей матки и плода, которые можно вытащить и рассмотреть отдельно. Надо сказать, что при марбургском госпитале (том, что был при комендатуре Немецкого Ордена и где работала Святая Елизавета) в 17 веке находилось одно из первых в Европе стационарных акушерских отделений.
https://media-cdn.tripadvisor.com/media/photo-s/09/47/96/31/marburger-landgrafenschloss.jpgФото 21 - Зал музея.
Второй этаж отведён бытию аристократии и в частности графов и герцогов гессенских. По стенам висят портреты более или менее насупленных господ такого вида, будто у них многолетний запор. Дело несколько поправляется к 17 веку, эпохе барокко, когда лица приобретают более нейтральное (а в одном бюсте молодого герцога юноши даже и привлекательное) выражение лица. Все эти графья и герцогья находились в родстве друг с другом, а так же с другими графьями и герцогьями, а так же и королями, чьи портреты так же висят по стенам. Кроме насупленных портретов в экспозиции имеется немного личного холодного и огнестрельного оружия, деталей лат. Самым интересным являются несколько настоящих щитов 15-16 века, правда судя по отделке не боевых, а парадных. Кроме того на каждом этаже имеется смотритель, которому совершенно бесполезно задавать какие бы то ни было вопросы, поскольку ни один из них понятия не имеет об охраняемых им экспонатах (это, кстати, не только в Марбурге так).
Первый этаж посвящен церковному быту и совсем небольшой. (Университет имеет отдельный музей религии, по выходным закрытый). Самым ценным является редкостная шпалера 15 века размером во всю стену (на вид 2 на 4 метра), изображающая историю о блудном сыне.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c7/Marburg_Schloss_25.jpgФото 22 - Шпалера с притчей о блудном сыне.
Что бы выйти из музея, положено бы было снова подняться на третий этаж, но смотритель, под воздействием моих вопросов проникшийся ко мне трепетного благоговения (а может под воздействием вида пятен пота на рубашке), выпустил меня через запасной выход прямо на улицу.
На обратной дороге с замкового холма я обнаружил церковь 16 века, носящую имя Кугелькирхе (Шариковая церковь, на самом деле церковь апостола Иоанна). Лишенное смысла название оказалось возникшим со временем искажением изначального Гугелькирхе (серьёзно!), что совершенно определённо указывает на существовавший уже 500 лет назад культ Google. Вот это я называю даром предвидения.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1d/Kugelkirche_2.jpg/1200px-Kugelkirche_2.jpgФото 23 - Кугелькирхе. На самом деле «гуглем» назвался этакий длинный чулок, которым оканчивался капюшон монашеского одеяния ордена августинцев.
Вся экскурсия заняла 4 часа, так что было время даже и покушать. Очень приятно ощущать, что всё ещё можешь пройти пол десятка километров, подняться на гору (на которую поднимаются так же и 70 летние старушки, составляющие заметную часть туристских толп) и всё такое. И очень не хватает компании, с которой можно было бы обсудить виденное и которая, быть может, догадалась бы прихватить с собой фотоаппарат, а не полагалась бы только на память.